Юлия Сергеевна Массино (yuliamass) wrote,
Юлия Сергеевна Массино
yuliamass

Дугин как "ученый" и как "православный"

Оригинал взят у arkadiy_maler в Дугин как "ученый" и как "православный"
Всё, что я считаю необходимым сказать про Дугина, я уже высказал в этих двух заметках –
"Не консервативная, не православная, не философия" и
"Критический анализ "вынужденных пояснений" А.Дугина".

Вряд ли возможно что-то существенное добавить к этим двум подробным разъяснениям, но я добавлю только то, что касается сложившейся ситуации вокруг его пребывания в МГУ.

1. Российская академическая система официально устроена таким образом, что статус профессора и заведующего кафедры может получить только хоть сколько-нибудь признанный в профессиональной научной среде ученый, то есть человек, известный какими-то научными исследованиями. Лично мне неизвестно ни одно научное исследование Дугина, признанное какими-либо учеными-гуманириями в качестве такового. По моему личному опыту, в академической среде ссылки на Дугина как ученого не воспринимаются, подобно ссылкам на Фоменко-и-Носовского, Петрика, Чудинова, Понасенкова и т.п. И это совершенно закономерно, потому что нельзя путать жанры, нельзя выдавать за "научные исследования" собственные концептуальные построения. Если человек написал сто книг с названием "философия" или "социология", то из этого еще не следует, что он написал сто научных исследований по философии и социологии. В самой научной среде об этом прекрасно знают, поэтому весь пиар Дугина рассчитан на среду сугубо вненаучную – на тех людей, которые при виде толстой книги с названием "философия" уже уверены в том, что ее автор не только великий философ, но и великий ученый, исследовавший всю мировую философию.

2. Все пребывание Дугина в МГУ от начала и до конца держится на одном человеке – декане В.И.Добренькове, который по достижении 75 лет, по собственному желанию решил покинуть пост декана, что с неизбежностью сказалось на статусе самого Дугина. И я бы на месте Дугина и его фанатиков меньше всего был бы заинтересован раскручивать скандал с его уходом из МГУ, потому что гораздо большим скандалом является вопрос о том, как он, вообще, оказался в МГУ в статусе профессора социологии – человек, не учившийся ни в одном вузе и получивший в 2000 году корочку заочного отделения Новочеркасского инженерно-мелиоративного института? Ведь если раскручивать этот скандал, то могут быть дискредитированы многие дипломы и диссертации, хоть как-то связанные и именем Дугина и соцфака МГУ.

3. Всем тем, кто сегодня защищает Дугина от ректора В.А.Садовничего, не будучи убежденными дугинистами, я советую максимально честно ответить себе на вопрос – почему они это делают? Очевидно, что они это делают вовсе не потому, что прочитали десяток книг Дугина, прониклись его "философией" и готовы отстаивать ее в открытой полемике. Абсолютное большинство из них, вообще, имеют весьма смутные представления не то что о его "философии", но даже о его политических позициях, потому что они им глубоко неинтересны. Они знают только, что Дугин – это тот, кто "за Россию", "за Новороссию", "за русских и за бедных", иногда даже "за православие", и этого им вполне достаточно. А раз так, то все, кто против Дугина, следовательно, "против России", "против Новороссии" и т.д.

Но, позвольте, что особенного в том, что русский человек в России выступает за Россию??? – что в этом особо уникального, неожиданного, ценного? Давайте поставим рядом с Дугиным еще десяток русских бородатых мужчин и они точно также будут говорить "за Россию". Но ведь из этого еще не следует, что все они – "философы" и "профессора"? Если же вестись на дугинскую разводку о том, что его якобы выгоняют из МГУ только из-за его позиции по Новороссии, то тогда из МГУ нужно уволить, как минимум, половину сотрудников, выступающих за Новороссию.

При этом, сам Дугин для выяснения своих отношений с оппонентами использует какие угодно методы, кроме научной полемики. Например, подсылает своих молодчиков из "Евразийского союза молодежи", а сам потом говорит, что он здесь ни при чем.

Это то, что касается вопроса о Дугине как "ученом".

Теперь о Дугине как "православном".

В церковной среде есть совершенно правильное представление о том, что когда в ее орбите оказывается какой-то известный общественный деятель с еретическими взглядами, то с ним нужно "работать", то есть его нужно "отмиссионерить" и "откатехизировать". Но проблема в том, что редкий общественный деятель с еретическими взглядами (любого толка) приходит в Церковь для того, чтобы изменить себя, а не изменить саму Церковь. Тем более, когда речь идет о таком прожженном идеологе как Дугин, для которого сама Церковь – это объект миссии, и именно Церковь должна исправиться под его идеологию, а не наоборот. Поэтому было бы верхом наивности надеяться, что достаточно такому идеологу что-то сказать и он сразу все поймет. Здесь, действительно, нужна целенаправленная систематическая работа, работа тяжелая, неблагодарная и опасная, предполагающая многочасовое штудирование его текстов и обсуждение каждого его слова. Понятно, что далеко не каждый готов эту работу на себя взять. Гораздо проще изображать из себя "миссионера", время от времени встречающегося с "объектом миссии" на ни к чему не обязывающих фуршетах с разговорами о моде и погоде.

Другой вопрос, если такой "миссионер" ставит перед собой цель не наставить заблудшую знаменитость на путь истинный, а использовать его в своих личных интересах. Но тогда не надо называть это "миссионерством". Пусть всё называется своими именами.
Tags: Александр Дугин
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments