Юлия Сергеевна Массино (yuliamass) wrote,
Юлия Сергеевна Массино
yuliamass

О сомнительных "пророчествах" психолога Людмилы Петрановской и "змеином масле"



О сомнительных "пророчествах"  психолога Людмилы Петрановской и "змеином масле" (текст - с добавлениями 2016 г.).

Прочитала  опубликованное (5 мая 2015 г.) на портале "Правмир" интервью психолога Людмилы Петрановской на тему Великой Отечественной Войны:

http://www.pravmir.ru/lyudmila-petranovskaya-ofitsioznoe-otnoshenie-k-voyne-prestuplenie-pered-psihologicheskim-blagopoluchiem-natsii/

Людмила Петрановская - весьма "модный" (во всяком случае, на "просторах интернета") семейный психолог и специалист в области семейного устройства сирот  и т.д.   И в интервью она тоже рассуждает о войне как  "психолог".

И получается у  Людмилы Петрановской, что мы все здесь "психически  поврежденные  "жертвы стресса", "нация с посттравматическим синдромом" и т.п., и т.д.

Диагноз, так сказать. Потому что слишком уж  много у нас войн здесь было...
****
Понятно, что эти  рассуждения  отражают не реальный жизненный опыт страны в ХХ веке, где было все, и святость, и подвиг, и падения, и высота человеческого духа, самоотверженность и низость, трагедия и светлая радость.

Это всего лишь пример искаженного восприятия  жизни через кривое зеркало псевдонаучной психологии, получившей распространение в интернете.

Впрочем это не удивительно, так как "пророк" и в более узкой области, касающейся непосредственно её профессиональной деятельности, поддерживала откровенно лженаучные направления.

На этом моменте хотелось бы остановится особо.

Как известно среди современных методов детской психотерапии (применяющихся для помощи  в решении психологических проблем усыновления, приемных семей и др.) наряду с проверенными и поддерживаемыми академическими специалистами направлениями  есть так называемые "альтернативные" практики, которые не имеют под собой научного обоснования и доказательств их полезности и безопасности.

 Причем среди таких "терапий" есть очень опасные для детей, например, так называемая "Atachment Therapy" (AT ) ("терапия привязанности"), спекулирующая на научной теории привязанности, грубо извращая её ( http://depts.washington.edu/hcsats/PDF/AttachmentTaskForceAPSAC.pdf;
http://rsw.sagepub.com/content/24/2/188; http://www.liveinternet.ru/users/julia_ma/post254254559/ ; http://www.orthomed.ru/node/799).

"АТ-психотерапевты"  буквально демонизируют  детей-сирот и предлагают ломать их личность, чтобы "привязать"  ребенка к усыновителям. Они расплодились в США, эксплуатируя трудности родителей, усыновивших детей. Специфические «интервенции" ("вмешательства"),  применяемые "психотерапевтами" АТ для "реабилитации" сирот,  являются методами дрессировки, пригодными разве что для натаскивания служебных собак, но никак не для воспитания детей. В частности, среди «интервенций» АТ фигурируют "удержание" или "холдинг" (псевдонаучная «технология» для «смирения» «трудного ребенка»), полный контроль над поведением с целью вызвать  регрессию ребенка к более  раннему возрасту и заставить "снова пережить младенчество"  (например, путем лишения дошкольника адкватного возрасту питания с заменой на кормление подслащенным молоком из бутылки, запрета на самостоятельное пользование ванной и туалетом, общение с детьми), лженаучный метод "нейролингвистического программирования" и ряд  других характерных для АТ приемов, направленных на  подавление личности ребенка (http://rsw.sagepub.com/content/24/2/188). Согласно ложным концепциям АТ это должно привести к формированию у ребенка «здоровой привязанности» к приемным родителям. Именно с АТ, подталкивающей приемных родителей к жестокости, во многом были связаны трагедии в США с усыновленными из России и Восточной Европы детьми (http://www.childrenintherapy.org/victims/victims.html).

AT была осуждена ведущими специалистами и профессиональными сообществами США в области детской психологии, психиатрии и психического здоровья и службы защиты детства, как ненаучная, медицински необоснованная и опасная для жизни и здоровья детей (см., например:
http://depts.washington.edu/hcsats/PDF/AttachmentTaskForceAPSAC.pdf;
http://rsw.sagepub.com/content/24/2/188; http://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/23794925.2016.1172945?journalCode=uebh20).


Но поскольку она не запрещена законодательно, АТ продолжает распространяться, в том числе через интернет. Это немалый бизнес для этих лже-психотерапевтов (подробнее, со ссылками, см. здесь: http://www.liveinternet.ru/users/julia_ma/post254254559/ , http://www.orthomed.ru/node/799).

К сожалению, в последние годы у нас тоже завелись свои лоббисты АТ, "мягкой силой" продвигающие это здесь (подробнее см,. например, здесь: http://www.orthomed.ru/node/799, http://yuliamass.livejournal.com/180674.html).

Например, в 2012 г. по приглашению американки Дейны Эванс, "миссионера" неопятидесятнической организации "Глобальная стратегия", в Екатеринбург  из США приезжала  (для проведения на базе родительского центра "Аистенок" семинаров для приемных родителей, работников соцслужб и т.п.)  - Нэнси Томас, один из "гуру" АТ. По своему профессиональному уровню эта дама представляет собой нелицензированного АТ-"психотерапевта", бывшего собаковода (http://www.liveinternet.ru/users/julia_ma/post254254559/ ).  

С помощью некоторых НКО, вовлеченных в сферу защиты детства, профилатики социального сиротства и усыновления (например, известного фонда "Волонтеры в помощь детям сиротам", руководитель Елена Альшанская) книги Нэнси Томас и ряда других адептов АТ, подталкивающих приемных родителей к жестокому обращению с детьми, перевели на русский язык и распространяют в свободном доступе в интернете (подробнее см. здесь: http://yuliamass.livejournal.com/216735.html ).

Людмила Петрановская  близко связана с этим кругом лиц в своей деятельности     (http://www.liveinternet.ru/users/julia_ma/post375188698/).  Более того, в её блоге можно также найти  прямое "позитивное" высказывание об одном из "гуру" этой опасной "психотерапии" - американском нелицензированном психотерапевте Нэнси Томас.

Вот цитата (http://ludmilapsyholog.livejournal.com/119987.html ),  где она отвечает на вопрос читательницы о  "методах" Нэнси Томас (стоит ли читать её книгу и ехать на семинар, который Нэнси Томас устраивала в 2012 г. в Екатеринбурге):

"... это как про детей с тяжелыми заболеваниями, которых иногда, например, в гипсовый корсет приходится заковывать, чтобы вообще потом было кого любить".

То есть, Л. Петрановская оправдывала в своем блоге методы "родительства по Нэнси Томас" (это одно из названий  АТ), из-за применения которых в США было несколько десятков судебных процессов в связи жестоким обращением с детьми, вплоть до гибели детей. Причем это только "верхушка айсберга", намного больше - молчаливых жертв ( http://www.liveinternet.ru/users/julia_ma/post254254559/ , http://www.orthomed.ru/node/799,http://rsw.sagepub.com/content/24/2/188).

Правда, справедливости ради, следует отметить, что два года спустя, видимо, когда Петрановская все же наконец заметила критику  АТ академическими психологами, она в своем блоге  сделала оговорку в отношении вредности АТ. Так, отвечая на вопрос читателя, какую литературу на тему привязанности лучше читать, Людмила Петрановкая говорит ( http://ludmilapsyholog.livejournal.com/232380.html ):

"... Ну, начинать надо с классиков, Боулби, Эйнсворт. Направление не то чтобы мейнстрим и сейчас.
Только осторожней с американской "терапией привязанности", это все полное наоборот под вроде тем же названием."


Однако это замечание в виде краткой реплики, без разъяснений и с уклончивой формулировкой быть всего лишь "осторожнее" (а не просто отвергать опасную псевдонаучную психотерапию), конечно же не может служить противоядием распространению книг адептов АТ, в том числе в школах приемных родителей (ШПР) и при участии  лиц из окружения  Людмилы Петрановской (

И в своих публичных выступлениях, вебинарах, статьях и книгах, излишне (на мой взгляд) "популяризируя"  тему привязанности, она почти никогда (если не считать вышеприведенного маленького комментария в её блоге в ЖЖ) не предупреждает об опасности такого извращенного понимания проблемы (хотя  осведомлена об этом).

Кроме того Л. Петрановская  и в  своем блоге в ЖЖ ( http://ludmilapsyholog.livejournal.com/57161.html ), и в одном своем пособии ( http://centr-doverie.edu.yar.ru/gruppa_podgotovki_kandidatov_v_zamesh_57/domashnee_zadanie/l.petranovskaya_ditya_dvuh_semey.pdf, стр. 31),  весьма положительно высказывалась о Хеллингере - изобретателе псевдонаучной психотерапии в духе ньюэйджевского шаманизма, известной под названием "семейных расстановок по Хеллингеру"  (http://www.psyh.ru/rubric/3/articles/1721 ,http://skepdic.ru/bert-xellinger-i-semejnye-rasstanovki/ ).

Собственно, излюбленная Петрановской тема "травмы поколений", которую она с небольшими вариациями перепевает уже не первый год - это очевидное  "заимствование" из Хеллингера. На сайтах с рекламой тренингов по Хеллингеру рекомендуют для "знакомства с расстановками" читать статью Петрановской "Травма поколений".

Кстати, Людмила Петрановская вообще отрицает в одном из своих выступлений, что "психология - это наука" (https://www.youtube.com/watch?v=f3Mb0B3bNdU&index=2&list=PLSl-Hc01KsrHq8Z0Jzed95vUwG-QpVYzx ). Конечно, при таком подходе легче протаскивать все что угодно  из области "журналистской" и "альтернативной"  психологии". Однако вопреки подобным заявлениям, научная психология и основанная на ней доказательная психотерапия давно уже существуют и успешно развиваются, как на Западе, так и в России, в том числе в области семейной и детской психотерапии (http://childmyths.blogspot.ru/2016/06/what-does-evidence-based-therapy-for.html).

В доказательной, научно обоснованной психотерапии, как и в медицине, используют клинически апробированные подходы, эффективность которых проверена с помощью специальных испытаний, используя адекватные статистические методы ( http://childmyths.blogspot.ru/2016/06/what-does-evidence-based-therapy-for.html ; http://www.orthodoxytoday.org/articles6/MorelliOrthodoxPsychology.php ).

Работающие в области доказательной психотерапии и научной психологии специалисты - это не "гуру", шаманы или самозванные "пророки". И плохо, если, например, в ШПР (в том числе с бюджетным финансированием) под видом "профессионалов"  (или даже наряду с ними)  неосведомленным слушателям подсовывают "гуру", шаманов и "пророков", как это происходит в ряде случаев (http://yuliamass.livejournal.com/193554.html). Наверное, это можно рассматривать как  нарушение прав слушателей ШПР на "информированное согласие".  

На одном из блогов в Интернете я обнаружила критическое обсуждение статьи Л. Петрановской "Травма поколений", причем в комментариях были весьма сатирические замечания читателей (http://uborshizzza.livejournal.com/2580590.html).
Ниже приведен один из них, который мне кажется очень метко характеризует "научную ценность" подобных сочинений.

"(Анонимно)
2 июл, 2013


"С точки зрения медицины - Петрановская не имеет представления об этиологии психологических расстройств.

Ни один серьезный ученый психолог, ни одно академическое руководство, ничего подобного бреду Петрановской не дает.

А она не опасается, что сама получила  психологическую врожденную травму, из-за неправильно разделенного мамонта в племени юмбо-тумбо, когда кому-то из её предков при дележе добычи достался только кончик хвоста?"
***********
Разумеется, что авторы  "теорий", объявляющих целые нации "психически неадекватными", самих  себя всегда считают "нормальными".

Следует добавить, что в 2014 г. тему «психотравмы» русской нации в весьма близком контексте  "со смаком" обсасывали  в передаче на "рупоре демократии" Радио «Свобода», с участием и Людмилы Петрановской ( http://www.svoboda.org/content/transcript/25281860.html).

Ведущая передачи, журналист "Радио Свобода"  Елена Фанайлова чувствовала себя непринужденно и обсуждая тему  Украины (передача называлась "Украина как психодрама")  без обиняков заявила:

«Поэтому я говорю, у русского народа тоже есть психотравма, здоровыми такие реакции не назовешь».

Такой вот нынче навязывается «психиатрический подход" к  оценке исторических событий, политических конфликтов и русской нации.

Отношение Л.Петрановской к истории России, её государственности и культуре выражено в этой цитате из её недавнего интервью (октябрь 2015 г.):

"... Если говорить в глобальном смысле, то я бы сказала, что это период окончания истории России вообще. России как имперского государства или, иначе говоря, той фигни, которая выросла из монголо-татарской орды. Это абсолютистский и экспансионистский тип государственности, когда у населения полностью отсутствует субъектность, а потому с ним можно делать все, что захочешь, самые жестокие вещи. И неважно, кто стоит у власти, хоть царь-западник, как Петр I, хоть царь-византиец, как Иван-Грозный, все они в равной степени унижали народ и издевались над ним. История этой чудовищной конструкции заканчивается. И это хорошо! Потому что сколько можно мучить народ на этой территории? Чем мы хуже других народов?" и т.п. (https://www.znak.com/2015-10-09/izvestnyy_psiholog_lyudmila_petranovskaya_kogda_i_kak_pridet_veter_peremen).
***************************************************************************
Представляешь себе русские древние города с прекрасной архитектурой, "Капитанскую дочку" Пушкина, "Евгения Онегина", "Войну и мир" и "Анну Каренина"  Толстого, любимую с детства Третьяковку, таблицу Менделеева и музыку российских композиторов, рассказы людей, переживших репрессии, но сумевших сохранить человеческое достоинство, совесть и духовную красоту, вспоминаешь родственников и знакомых - участников Великой Отечественной Войны, замечательных учителей, которых довелось встретить в школе,  выдающихся ученых и т.д., перечислять можно до бесконечности... и все это многообразие эта дама обозначила одним, полуцензурным словом...

Ну, не нашлось в лексике "психолога"  достаточно слов, чтобы на другом культурном и интеллектуальном уровне обсудить историю России. Как тут не вспомнить незабвенную Эллочку-людоедку из "Денадцати стульев" Ильфа и Петрова, с её словарным запасом из 30 слов...
 



С другой стороны, все это до скуки также напоминает агитки об "ужасах царизма", распространявшиеся  коммунистическим агитпропом. Однако, справедливости ради, следует заметить, что агитаторы даже времен самого раннего большевизма, когда страсть к "разрушению до основания" особенно сильно кипела в их сердцах, пожалуй до такого не доходили... Может быть, хорошее образование, полученное в гимназиях царской России все же не давало скатиться до подобного примитивизма.    


А ведь при этом  Л.Петрановская  очень активна на ниве "защиты детства", образования и т.п. , причем с тем же большевистко-разрушительным запалом. Например, выступает в качестве яростного борца  за  внедрение западной модели «профессиональных» («фостерных») семей  с тотальным уничтожением системы детских домов (во всяком случае в скорейшее преобразование их в центры временного проживания  для дальнейшего устройства ребенка на "семейное воспитание").
См.:
http://philanthropy.ru/news/2015/10/06/29841/#.ViLLBX7hDcs
http://www.family2children.ru/Detsky_dom_perezagruzka
http://www.family2children.ru/Ludmila_petranovskaya_seminar_ek



При этом на риски и "ятрогенные последствия" западной фостерной системы (включая насилие над детьми в самих фостерных семьях и др.),  Л. Петрановская не считает нужным обращать внимания. Хотя на Западе специалисты давно обсуждают эти "ятрогенные последствия" фостерной системы (подробнее см, здесь:
http://www.ncpa.org/pub/ib136, http://www.mdpi.com/2076-0760/3/4/854 ; обзор в моем блоге на русск., со ссылками: http://yuliamass.livejournal.com/163629.html ).

Недаром на Западе,  где казалось бы такая реформа (по замене большинства детских домов на фостерную систему) уже давно проведена, ряд серьезных экспертов в области детской психологии и защиты детства теперь выступает за частичное возрождение детских домов, но в модернизированном виде ( с небольшими группами, устроенными по "семейному типу" и т.д.), с учетом современных научных достижений в данной сфере. Опираясь на результаты обширных научных исследований по сравнению разных форм воспитания, они полагают, что интересам детей-сирот лучше отвечает разнообразие  форм устройства, то есть, сохранение   наряду с семейными формами, и модернизированных  детских домов и интернатов. Например, это очень важно с точки зрения интересов детей подросткового возраста, сохраняющих связь с родственниками. Для определенной части из них хороший современный детский дом или интернат может оказаться предпочтительней помещения в чужую семью (подробнее см. здесь: http://childmyths.blogspot.ru/2015/10/orphanages-foster-families-and-culture.html, http://yuliamass.livejournal.com/163629.html, http://yuliamass.livejournal.com/149979.html ).

Л. Петрановская - одна из соавторов весьма сомнительного фильма «Блеф или с Новым годом», призывающего к отмене "закона Димы Яковлева" и радикальной реформе по замене всех детских домов на "фостерную систему". В фильме муссируется тема "привязанности", которая подается там в духе не научной психологии, а скорее ближе к тому, как это делают адепты АТ (подробнее см. здесь: http://www.liveinternet.ru/users/julia_ma/post381761110).

Вот такой "реформатор"... Но ведь для того,  чтобы что-то успешно реформировать в стране, необходимо,  как минимум,  любить и понимать эту страну, обладать достаточной культурой, научным и профессиональным кругозором. Впрочем, как и в любом серьезном деле, тем более связанном с детьми.

А иначе может получиться просто жестокое бессмысленное разрушение, приносящее страдания семьям и детям, нечто вроде псевдонаучной  "АТ-терапии" в масштабах нации.
****
Причем рекламу Петрановской можно часто видеть и на ряде известных православных сайтов, хотя в интервью на "светском" ресурсе она недавно  заявила, что считает РПЦ всего лишь "франшизой по продаже  услуг по потребности населения в ритуалах" (https://www.znak.com/2015-10-09/izvestnyy_psiholog_lyudmila_petranovskaya_kogda_i_kak_pridet_veter_peremen). Выступает она и на "Рождественских чтениях", где её  принимают за "православного психолога". Однако публичные высказывания Л. Петрановской на тему религии на других  площадках заставляют вспоминать ньюэйджевских "контактеров".

Например, вот её высказывание на  Радио "Свобода":
http://www.svoboda.org/content/transcript/25281860.html «Украина как психотравма. "Станет ли новой психотравмой вторжение российских войск в Восточную Украину?» (2. 03.14 ). Интервью Петрановской радиостанции «Свобода.» (вместе с другими участниками передачи).

Цитата:

«Л. Петрановская: Кроме всего прочего, на Украине другое ощущение веры. Они, что называется, в контакте, “качают” оттуда напрямую. Это не “тетушкина религия” с изображением ритуалов. Они веруют в полном смысле этого слова, искренне и глубоко. Это действительно для них источник, ресурс, и это задает ориентиры и систему ценностей, в отличие от того, что мы очень часто видим здесь».
****
Она также не раз в публичных высказываниях демонстрировала взгляды  в области биоэтики и семьи, несовместимые с Православием.

Вот два примера:

http://soznatelno.ru/lyudmila-petranovskaya/bednye-baby-1157.html

Людмила Петрановская. «Бедные бабы» (2011).
Это статья на  ньюэйджевском сайте «Сознательно», продвигающем ньюэйджевское «естественное родительство» и т.п. В данной статье Л. Петрановская атакует разработанный в 2011 г. в группе депутата Е. Б. Мизулиной законопроект, направленный на снижение числа абортов (путем защиты беременных от склонения к абортам в ЖК,  адекватного психологического консультирования и оказания поддержки).

Цитата:
«Слушайте, волосы дыбом от этого обсуждения противоабортного закона.
Сначала попы, которые сравнивают теток несчастных с Гитлером и Сталиным, и расклеивают в метро фотки с ребенком, чья голова настругана ножницами (до сих пор помню остановившиеся глаза моего собственного ребенка, который увидел ЭТО в первый раз. Там еще была надпись со словом "детоубийство". Пришлось долго подбирать слова, чтобы объяснить, что имелось в виду). Потом сам закон со светлыми идеями показывать фото с УЗИ, "чтоб знала". И утешительными 2 тыс. выплат - ни в чем себе не отказывай, милая, кушай витамины».

Или вот еще, высказывание Л. Петрановской на тему семьи в её блоге  в ЖЖ:
http://ludmilapsyholog.livejournal.com/197711.html

Цитата:
«… Сакральных переживаний про "хотим жить в официально признанном обществом браке", я никогда особо не понимала, если честно. Как и переживаний по поводу венчания такого брака. Браки, они, как нам сказано, заключаются на небесах. А не в церкви. Если Ему такой брак угоден, значит, он становится заключенным в момент принесения обетов супругами. А если не угоден, то хоть во всех храмах мира переженись, не поможет. От мнения священников, Церкви, паствы или еще кого угодно это вряд ли зависит, ИМХО".
***
Далее там следует продолжение в поддержку Маши Гессен, которое я приводить не буду.

Из последних сентенций Л. Петрановской. В связи с обсуждением темы интернет-сообществ, подталкивающих подростков к суицидам, Петрановская поспешила добавить и свои "5 копеек". И обрушилась в обличительно-гневном тоне на авторов принятого в России закона, запрещающего пропаганду гомосексуального образа жизни среди несовершеннолетних (http://spektr.press/my-tak-boimsya-chto-rebenka-zaberet-u-nas-smert-chto-zabiraem-u-nego-zhizn/http://www.pravmir.ru/myi-tak-boimsya-chto-rebenka-zaberet-u-nas-smert-chto-zabiraem-u-nego-zhizn/).

Суть её бездоказательных агрессивных обвинений сводится к тому, что в подростковых суицидах прежде всего виновата якобы "гомофобия" и данный закон (как известно, призванный защищать детей и подростков в России от навязывания им идеологии ЛГБТ).

Вот так: сначала делается вывод, что
психология - это якобы "не наука" (как утверждает Л.Петрановская), а значит в доказательствах не нуждается. А потом под именем "психологиии" протаскиваются любые манипуляции (ведь бумага и её вирутальный заменитель в интернете - все стерпят).    
------------------------------------------
Конечно, в России по Конституции - «плюрализм» и «свобода слова». Каждый может верить во что хочет, и пропагандировать свои взгляды.

Но только возникает риторический вопрос: почему так часто этот  "интересный психолог" использует для своего "социального маркетинга" именно православные информационные ресурсы?

Впрочем это вопрос уже не к Л. Петрановской, а к тем, кто это позволяет.  Причем при этом соблюдается видимость "благообразности", например, в случае статей, ранее опубликованных на "светских" сайтах, текст при необходимости соответствующим  образом "причесывается", например, печатается в сокращении (http://www.pravmir.ru/myi-tak-boimsya-chto-rebenka-zaberet-u-nas-smert-chto-zabiraem-u-nego-zhizn/ ).

Видимо данные православные ресурсы считают, что этого достаточно, необходимые "приличия" соблюдены. Естественно, с
оздание "православной вывески", сам факт публикации на православном ресурсе  способствует росту доверия к  "интересному психологу" среди части православных людей. Однако не нарушается  ли при этом свобода на информацию? К сожалению, это немногим отличается от приемов некоторых сект,  использующих маскировку  под "православие"  для своего продвижения.      

И в заключение, возвращаясь к теме психотерапии, приведу цитату из статей известного православного священника в США Георгия Морелли, являющегося также лицензированным клиническим и семейным психотерапевтом и преподавателем психологии в университете (http://www.orthodoxytoday.org/articles6/MorelliOrthodoxPsychology.php):

"... Это не этично, небрежно, безнравственно, и греховно использовать ненаучные (псевдонаучные) психологические методы для лечения расстройств психики, образовательных целей, семьи и социального функционирования, священнического наставничества и других усилий в целях изменения поведения. Только когда психологические методы основаны на науке, они могут считаться заслуживающими доверия, и в конечном счете полезными. Практики в области психического здоровья должны не отставать от научных исследований в данной области. Аналогично педагоги и родители должны знать методы, которые являются эффективными в отношении  помощи семьями и детям. Духовенство также должно быть осведомлено".

Нельзя относиться к психологии, как к области, где можно продвигать любое "змеиное масло", подчеркивает священник Георгий Морелли (http://www.antiochian.org/interview-fr-george-morelli-teach-and-heal).

"Змеиное масло" ("snake oil" )  - выражение, которым в США принято называть разные фальшивые "терапии", "лечебные средства" и т.п.

Источник рис.: [url]http://www.mpmschoolsupplies.com/p-42031-snake-oil.aspx[/url]
******
Любопытно, что "Новая газета" открыла в январе 2016 г. новый раздел, посвященной психологии (http://www.novayagazeta.ru/lecture-hall/71578.html). Название рубрики: "Кафедра психологии «Новой газеты". Заявленная  цель: продвижение "научной психологии" (в противовес распространению псевдопсихологии и т.п.).
И в духе постмодернистского абсурда в качестве одного из экспертов на эту "кафедру" - приглашена Л.Петрановская (отрицающая научность психологии).
Tags: история, псевдопсихотерапия, психология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 54 comments