Юлия Сергеевна Массино (yuliamass) wrote,
Юлия Сергеевна Массино
yuliamass

"ОСЛЕПЛЕННЫЕ НЕЙРОНАУКОЙ". Ученые из Великобритании критикуют "детерминистские мифы раннего возраста

Автор - Julia_Ma. Это цитата этого сообщения
http://www.managingbydesign.net/my_library/blinded%20by%20neuroscience.pdf

4817772__1_ (700x500, 81Kb)

David Wastell and Sue White. Blinded by neuroscience: social policy, the family and the infant brain (2012).
Families, Relationships and Societies • vol 1 • no 3 • 2012 • 397–414

См. в свободном доступе (на англ.) здесь:
http://www.managingbydesign.net/my_library/blinded%20by%20neuroscience.pdf

---------------------------------
В приведенной выше ссылке - статья английских авторов, профессоров университетов в Ноттингеме и Бирмингеме (Wastell and White, 2012) - под названием "ОСЛЕПЛЕННЫЕ НЕЙРОНАУКОЙ: СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, СЕМЬЯ И МОЗГ РЕБЕНКА".

В ней говорится о том, как в США, Великобритании и оттуда - в других странах распространяется "детерминистский миф" о "трехлетнем возрасте". Якобы - это "совершенно критический срок" для развития ребенка.

И не только тяжелые нарушения в уходе и воспитании ребенка (приводящие, например, к дефициту железа и т.д.), но и просто естественные "хаотические" отклонения в родительских практиках от некоего "идеала" - якобы могут "необратимо" повлиять на мозг ребенка, приводя далее к "нарушению интеллекта", "моральным аномалиям" и т.п.

Эти догмы, в частности, послужили основанием для ужесточения политики социальных служб  в отношении родителей, продвижению концепции "раннего вмешательства" с изъятием детей из родных семей даже в отсутствие реальных угроз их жизни и здоровью. Все это подменяет настоящую помощь семьям, которые в этом нуждаются.

Здесь следует еще раз подчеркнуть: конечно никто не оправдывает жестокости, не утверждает, что недостаток питания при крайней, например, бедности не влияет отрицательно на здоровье ребенка, или что алкоголизм родителей не может отрицательно сказаться на развитии ребенка.

Но имея в виду "детерминистские мифы" раннего возраста, речь идет не об этих очевидных и всем известных негативных факторах (которых конечно следует всячески избегать), или во всяком случае, далеко не только о них.

Речь в данном случае идет о распространении "моральной паники" в отношении повседневных, "хаотических" вариаций в условиях реальной жизни семей и детей в человеческом обществе, которые во многих случая никогда не были, не являются и не могут быть "идеальными".

В данной статье, написанной на хорошем научном уровне (авторы сами являются специалистами в указанной области), разоблачается псевдонаучный характер этих догм. В частности, в основе этих догм лежат ошибочные интерпретации достижений нейронауки и теории привязанности. В статье также приводятся ссылки на других критиков этих догм - известных исследователей в области науки о мозге, которые утверждают, что наука скорее говорит о другом: о высокой пластичности мозга ребенка, и о том, что вариации и неизбежные несовершенства в условиях существования и воспитания детей никак не могут иметь того повреждающего влияния на мозг ребенка, которым пугают алармисты "раннего развития", сеющие моральную панику в обществе.
И что люди не являются "заложниками раннего возраста", но на здоровье, психику, поведение и т.п. влияют события на протяжении всей жизни, как и выбор самих людей.

К сожалению, и в России можно наблюдать некритическое распространение подобных мифов (например, при участии ряда ангажированных НКО, связанных с областью "защиты детства" и т.п.).  

В отношении бедности, которую также нередко используют в качестве страшилки для оправдания отъема детей из кровных семей (вместо того, чтобы им помочь), важно добавить следующее. Ряд исследований последних лет показали, что особо вредное воздействие на психическое здоровье, криминогенную обстановку в обществе и т.п. оказывает не столько бедность (это тоже относительное понятие) сама по себе, сколько социальное неравенство.

Причем в обществах с растущим социальным неравенством (за счет например развития неолиберализма) уменьшается уровень социальной солидарности, возрастает уровень эгоизма и т.п. И это ввергает беднеющие слои в маргинальное состояние, приводящее к депрессии и т.п. При этом в абсолютном измерении эта "бедность" может быть не такой уж и совсем бедной. Такая ситуация наблюдается, например, в современной Великобритании.

С другой стороны, в обществах с большим социальным равенством и солидарностью  риски, связанные с вредным воздействием различного рода социального стресса снижаются.

См., например:

Wilkinson R. and Pickett. K. (2009). The spirit level: Why more equal societies alway do better, London: Penguin. 

Цитируется по  B. Featherstone,  K. Morris and S. White. "Re-imagining Child Protection: Towards Humane Social Work with Families".2014. UK: Policy Press. https://www.amazon.com/Re-imagining-Child-Protection-Towards-Families/dp/1447308018

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Tags: бедность, нейронауки, привязанность, психическое здоровье детей, раннее развитие, социальные службы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments