Юлия Сергеевна Массино (yuliamass) wrote,
Юлия Сергеевна Массино
yuliamass

ПЕРИНАТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТРОЯНСКИЙ КОНЬ НЬЮ ЭЙДЖ. ЧАСТЬ 1

ПЕРИНАТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТРОЯНСКИЙ КОНЬ НЬЮ ЭЙДЖ. ЧАСТЬ 1

В последние годы в России распространяется такое направление как перинатальная психология. Четкого определения этой области нет.

Например, в известной книге И.В. Добрякова «Перинатальная психология»
( http://existentia.org/wp-content/uploads/2013/11/Dobryakov-I.V.-Perinatalnaya-psihologiya.pdf ) приводится несколько дефиниций, предложенных в русскоязычной литературе.

Рисунок 2230.png

Вот некоторые из этих определений из книги И.В. Добрякова:

«…Г. И. Брехман определял перинатальную психологию как новую область знаний, которая изучает обстоятельства и закономерности развития человека на ранних этапах: антенатальной, интранатальной и неонатальной фазе и их влияние на всю последующую жизнь личности (Брехман Г. И., 1997, с. 8).

Она призвана выявлять и научно обосновывать тонкие процессы восприятия пренейтом (нерожденным ребенком - примеч. Ю.М.) информации от матери и окружающего мира, закрепления этой информации в памяти, становления у него психических функций
».


"Жаркин полагает, что «перинатальная психология является новым научным направлением в медицине и преследует цель изучения психической жизни плода, ее влияния на формирование личности человека (Жаркин Н. А., 2001, с. 4)…".

Сам Добреньков определяет перинатальную психологию так:

«Перинатальная психология – это раздел медицинской (клинической) психологии, изучающий значение психических факторов, которые связаны с проблемами зачатия, с развитием осложнений, возникающих во время беременности, родов, раннего послеродового периода; перинатальная психология занимается разработкой психологических профилактических и коррекционных средств воздействия на систему «мать – дитя» («мать – пренейт»)".

Последователи перинатальной психологии претендуют на то, чтобы эта область считалась серьезной научной дисциплиной, близкой к таким направлениям, как современная научная психология развития, клиническая психология и доказательная психотерапия, перинатология и др. Приведенные выше обтекаемые формулировки помогают создавать подобное впечатление. Однако они могут замаскировать тот факт, что в действительности перинатальная психология - это эклектическая область, ряд направлений которой имеет лженаучный характер, не имеющий ничего общего с с научной психологией, доказательной психотерапией или доказательной медициной.


Так, согласно ключевым постулатам перинатальной психологии, информация, полученная ребёнком в утробе матери, а также во время и сразу после родов, прочно фиксируется в его памяти. В сочетании с генетической, эта информация обусловливает психологические и поведенческие особенности взрослого человека и влияет на его судьбу. Эти воззрения по существу являются мифами, не имеющими за собой научных оснований и доказательств.

Или,  проще говоря, согласно этой доктрине, подавленные воспоминания об эмоциональных травмах, полученных во внутриутробном периоде (во чреве матери) определяют поведение человека, вызывают у него психологические проблемы во возрослой жизни. Идея этот никак недоказуема, в неё можно только верить, как в религию
(https://vk.com/wall-32482446_148088).

Тем не менее в России издаются пропагандирующие эти идеи руководства и учебники по перинатальной психологии (для студентов и аспирантов медицинских и психологических вузов, постдипломного профессионального образования и т.п.). Такие идеи популяризируют и на сайтах " родительской культуры" и  коммерческих центров подготовки к родам (http://raduga-birth.spb.ru/?page_id=53, http://or-sun.ru/prenatalnaya-i-perinatalnaya-psixologiya/ ).  

Ряд "ЧОУ ВО" (частных образовательных учреждений высшего образования) охотно продвигают это направление ( https://vk.com/wall-32482446_148088; http://yuliamass.livejournal.com/215962.html ). Перинатальные психологи внедряются в программы по психологическому сопровождению беременных и т.п. Все это происходит с одобрения таких ведомств как Минздрав и Минобразования.

Вместе с тем на Западе, в частности США, откуда к нам пришло это направление, можно видеть резкую критику этих концепций со стороны академических специалистов в области психологии развития - за очевидную связь с лженаукой и оккультизмом Нью эйдж;
http://childmyths.blogspot.ru/2014/05/huffpo-spreads-garbage-about-reactive.html; http://childmyths.blogspot.ru/2015/03/the-primal-wound-and-trojan-horse-in.html ).

Этот вопрос тщательно проанализирован, например, в книге "Альтернативные психотерапии" (2014), автором которой является один из ведущих специалистов в США в области научной психологии развития, проф. Джин Мерсер (Jean Mercer)
(https://rowman.com/ISBN/9781442234918/Alternative-Psychotherapies-Evaluating-Unconventional-Mental-Health-Treatments).



Данная книга посвящена критическому анализу псевдонаучных направлений современной психотерапии, в том числе, детской. В частности, в разделах, посвященных обсуждению ключевых концепций перинатальной психологии, разъясняется их кардинальное различие с научной психологией развития.

Хотя события до рождения конечно являются предметом рассмотрения и в научной психологии развития, однако распространенные в перинатальной психологии верования в то, что даже очень ранний перинатальный опыт запоминается в деталях и влияет на развитие личности, относятся к лженаучным идеям (например, близким к сайентологии). И это может быть особенно значимо с практической точки зрения, когда на таких доктринах основывают психотерапию (Jean Mercer: "Alternative Psychotherapies'. Rowman & Littlefield, Lanham, MD, 2014, pp. 44-64).

К подобного рода верованиям относятся псевдонаучные и оккультные фантазии Станислава Грофа, Давида Чэмберлена,
Ллойда Демоза, Григория Брехмана и ряда других идеологов перинатальной психологии, особо почитаемых и часто цитируемых  адептами этого направления.

В сочинениях теоретиков перинатальной психологии не редко можно встретить утверждения подобного рода: например, если мать думала об аборте в самом начале беременности, а потом изменила намерения, то вследствие загадочной «клеточной памяти» (якобы существующей уже у неоплодотворенной яйцеклетки), «телепатической связи» между матерью и эмбрионом и т.п., одно это (мысли матери) уже способно негативно отразиться на психике ребенка.

Все эти ньюэйджевские оккультные измышления  не имеют научного основания. Ч
асть из них вообще представляют собой описания болезненных кошмарных видений людей,  находящихся под  воздействием наркотика ЛСД. Например, Гроф проводил аморальные эксперименты с применением ЛСД на безнадежно больных раком людях, записывая их рассказы о вызванных наркотиком галюцинациях.

              Рисунок 2313.png   Рисунок 2230.png                                                                                        

Эти описания Гроф изобразил как "достоверные воспоминания" о "психических переживаниях ребенка в родах", "перинатальной жизни" и "прошлой жизни  до зачатия". На этом сомнительном основании Гроф сформулировал чрезвычайно популярную в перинатальной психологии «теорию Базовых Перинатальных Матриц (БПМ)», постулирующую существование мифических  «динамических Матриц», относящихся "к перинатальному уровню бессознательного". Гроф выделил 4 таких матрицы в зависимости от времени их формирования (беременности, разных периодов родов, момента рождения и отделения ребенка от матери). Согласно Грофу эти матрицы (впечатления,  якобы полученные в каждом периоде) после рождения человека управляют его мышлением, поведением человека и соответственно судьбой. По словам Грофа то «…как человек родился влияет на его взгляд на жизнь, соотношение оптимизма и пессимизма, его отношение к другим людям, способность противостоять ударам судьбы и добиваться своей цели» (цитир. по http://brekhman.iri-as.org/stat/emozii_ploda.pdf).

Чтобы наглядно продемонстрировать "научную достоверность"  этого направления  (столь почитаемого в перинатальной психологии) ниже для примеры приведены некоторые пассажи из сочинений Грофа на тему "перинатальных матриц":  


"Индивидуальные матрицы имеют установленные связи с некоторыми типами послеродовых переживаний… Они также сообщаются с архетипами Ужасной богини-матери, Великой богини-матери, ада или небес, с разновидностями расовой, коллективной, кармической памяти, и с филогенетическими переживаниями".

"Особенно замечательно и удивительно точное астрологическое соответствие с эмпирическими сторонами, которое мы наблюдаем в БПМ-III, ибо эта матрица представляет собой необычное сочетание элементов, характерное для завершающего этапа биологического рождения. Сюда относится безжалостный натиск стихийных божественных сил, столкновение титанических энергий, дионисийский экстаз, рождение, секс, смерть-возрождение, уничтожение и скотология… С точки зрения астрологии всё это качества архетипа Плутона"
, и т.п, и т.д.


Подобные измышления легли также в основу изобретенной Грофом "трансперсональной психологии" (не признаваемой научной психологией) и "холотропного дыхания" - метода псевдонаучной (альтернативной)  психотерапии, приводящего к изменению сознания наподобие эффектов ЛСД (http://nenadoada.ru/politika_i_vera/festivali_za_zhizn_ne_pravoslavie_a_nyu_eydzh/   ).

Вот как сам Гроф описывает метод холотропного дыхания в книге "Психология будущего":

"В холотропном переживании иногда можно встретиться с неким существом, которое, кажется, выказывает заинтересованность в установлении с вами личных взаимоотношений и берёт на себя роль вашего учителя, проводника...  Происходит это либо путём прорицаний в состоянии транса, либо...  посредством записи телепатически получаемых мыслей…  Переживания, связанные с установлением подобного канала, могут ввергать индивида в серьёзный психологический и духовный кризис. Одна из причин этого заключается в том, что вовлечённый может истолковать переживание как указание на начинающееся помешательство. Это особенно вероятно, если подобная связь заключается в слышании голосов — хорошо известном симптоме параноидной шизофрении…"

В статье (http://skepdic.com/newthought.html) на известном американском портале "Словарь скептика", где критически рассмотрены различные направления ньюэйджевской псевдонауки,  Гроф упоминается вместе с другими  оккультистами, относящимися к  последователям течения под названием "Новое мышление" ("New Thought" ). Они считают, что люди могут менять окружающую реальность, излечивать психические и физические болезни (включая самые тяжелые) "силой мысли" и т.п. Также для них характерно использование различных приемов погружения человека в патологическое состояние "измененного сознания" и спекулирование на терминах и понятиях квантовой физики
(http://www.csicop.org/si/show/quantum_quackery, http://www.slate.com/articles/health_and_science/science/2014/05/quantum_consciousness_physics_and_neuroscience_do_not_explain_one_another.html ). Эти понятия  (например "квантово-волновой дуализм" и др.) они наполняют своим, антинаучным и эзотерическим содержанием, не имеющим ничего общего с  первоначальным смыслом и происхождением данных научных терминов. Это сближает указанных эзотериков с направлением Нью эйдж, получившим на Западе наименование "квантового мистицизма" (https://en.wikipedia.org/wiki/Quantum_mysticism). С другой стороны, "квантовый мистицизм" не следует смешивать с научными направлениями, в которых рассматриваются не эзотерические, а научные гипотезы о возможности применения квантовой физики в биологии, в частности, для выяснения тонких молекулярных механизмов работы нейронов мозга (http://www.slate.com/articles/health_and_science/science/2014/05/quantum_consciousness_physics_and_neuroscience_do_not_explain_one_another.html).

Конечно, в перинатологии давно изучают влияние различных вредных факторов (инфекций, алкоголизма, неправильного питания, поведения, стресса  и т.п.) на развитие нерожденного ребенка. Но в этом случае речь идет о физиологических механизмах, эффекты которых регистрируются, доказываются в строгих научных исследованиях (типа рандомизированных клинических испытаний).

В случае же концепций Грофа, то,  как точно сказал
известный российский психолог  Сергей Степанов  (доцент  МГППУ, автор  многих книг по различным проблемам психологии) -  это  "фэнтэзи от науки", ибо "науки в них просто нет". "В котле грофовского мировоззрения варятся кундалини-йога, даосизм, суфизм, шаманизм, сомнительные школы современных гуру, даже дианетика Р. Хаббарда…", а практики представляют собой опасные для психического и физического здоровья эксперименты над людьми. (http://psy.1september.ru/article.php?ID=200103918).

Что касается дианетики, то сам Гроф в своей книге "За пределами мозга" не без гордости особо подчеркивает связь своих измышлений с "замечательными идеями Хаббарда":

"Много обнадеживающих параллелей можно указать в концепциях, изложенных в этой книге (имеется в виду книга Грофа - примеч. Ю.М.) и в противоречивых системах дианетики и сайентологии, которые разработал Л. Рон Хаббард (Hubbard, 1950)... К сожалению, замечательные идеи Хаббарда были дискредитированы их практическим применением в профессионально подозрительной и скомпрометировавшей себя стремлением к власти организации /Церкви Сайентологии/. Однако этот факт не должен преуменьшать ценность самих идей для прогрессивно мыслящего исследователя, который найдет в сайентологии настоящую сокровищницу блестящих находок... Некоторое сходство концепций проявляется и в признании первостепенной значимости родовой травмы и пренатальных воздействий (включая опыт зачатия), в признании памяти предков и эволюции (или, как Хаббард ее называл, "опыта по генетической линии"), а также в акценте на прошлых воплощениях"  (из книги "За пределами мозга").

Один из основателей Американской ассоциации перинатальной психологии -  Дэвид Чемберлен - также выказывал большое почтение к сайентологии (http://childmyths.blogspot.ru/2011/05/newborns-emotions-and-adultomorphism.html, http://childmyths.blogspot.ru/2014/05/huffpo-spreads-garbage-about-reactive.html; http://yuliamass.livejournal.com/215962.html).

С точки же зрения Православия концепции и практики Грофа характеризуются следующим образом:

«…Метод холотропного дыхания, разработанный С. Грофом взамен психоделической терапии, является комплексной медитативной психотехникой ярко выраженного оккультного содержания. Для православного христианина такой метод психотерапии неприемлем и недопустим.

... Методологической основой и базовым понятием является введение человека в изменённые состояния сознания, но само это понятие является неправославным. Оно связано с состоянием, возникающим в процессе моделирования изменённого сознания (ЛСД-терапии и холотропного дыхания), которое носит явно оккультный характер.

Апостол Павел пишет: Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням (2Тим 4:3–4).

На основании вышесказанного ясно: метод холотропного дыхания является опасной практикой трансперсональной психологии, ведущей к прельщению человека, нарушению его духовного и психического здоровья, удаляющей его от различения духовных состояний и повреждающей (омрачающей) сознание».

Иеромонах Максим (Попов). Холотропное дыхание — практика поражения души и сознания человека.
Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, № 52, 2008
(http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/article_old_5762 )
***
С помощью подобных лженаучных идей (в духе Грофа, квантового мистицизма, сайентологии и т.п.) в перинатальной психологии демонизируют "нежеланных детей". Якобы "телепатическое воздействие"  негативных мыслей матери на детей от нежеланных (незапланированных) беременностей  приводит к мифической психологической травме начиная с самого раннего перинатального периода (по Грофу её можно заполучить еще до зачатия). И поэтому такие дети становятся преступниками и т.п.


Например, сходные идеи звучали в 2015 г. даже на фестивале "За жизнь" - в докладе Григория Брехмана, перинатального психолога из Израиля, иммигрировавшего из России в начале 90-х
( http://nenadoada.ru/politika_i_vera/festivali_za_zhizn_ne_pravoslavie_a_nyu_eydzh/ ). Он был первым председателем созданной в 1998 г. Российской ассоциации перинатальной психологии и медицины. Кроме извращенных фантазий Грофа, в докладе Брехмана в ход шли и лженаучные идеи так называемой «волновой генетики» Петра Гаряева, давно обличенные научным сообществом за их шарлатанский характер (http://www.sbras.info/public-reception/question/pochemu-teoriya-ppgaryaeva-ne-mozhet-byt-odobrena-akademiei-naukhttp://www.biophys.ru/archive/bulletin/vzn_03_p62.pdf ).

Кадры из ВИДЕО с докладом Брехмана на Фестивале "За жизнь" 2015 г. (https://www.youtube.com/watch?v=ORVz_S6m_4Q):



Рисунок 1381.png


На упомянутый фестиваль (посвященный борьбе с распространением абортов) Брехман был приглашен организаторами мероприятия (руководителями нижегородского "АНО Фестивали за жизнь"  С. Чесноковым и В. Потихой ) в качестве почетного докладчика (подробнее об этом см. здесь: http://nenadoada.ru/politika_i_vera/festivali_za_zhizn_ne_pravoslavie_a_nyu_eydzh/ ).

Возможно неразборчивые организаторы посчитали, что фантазии перинатальной психологии (на тему  долговременной памяти у эмбрионов и т.п.)  можно использовать как "довод" против абортов. Но такая всеядность с поисками доводов в биоэтике приводит только к противоположным результатам, что собственно и подтвердил доклад Брехмана. Демонизация "нежеланных детей"  в его докладе фактически есть подведение псевдонаучной "базы" под оправдание абортов. Не говоря уже о том, что цель не оправдывает средства. И борьба с распространением абортов (ставшими в современном обществе порочной социальной нормой) не оправдывает пропаганду псевдонауки и оккультизма (в виде основанных на них ложных "доказательств"). Впрочем вероятно организаторы фестиваля сами не понимали различия между
достоверными научными знаниями и - верованиями Нью эйдж типа квантового мистицизма (выдаваемыми за "новые научные парадигмы").

Блестящий пример защиты человеческого достоинства и жизни нерожденных детей в опоре на настоящую науку  содержится в книге «Плод как личность», автором которой является  знаменитый новозеландский перинатальный физиолог  Вильям Лайли (William Liley) (https://en.wikipedia.org/wiki/William_Liley).

Лайли (1929 – 1983),  считающийся основателем современной медицины плода, прославился многими изобретениями в области перинатологии. Например, им разработаны методы спасения жизни нерожденных детей при тяжелых резус-конфликтах. Как известно, Лайли был противником абортов и даже основал в Новой Зеландии движение в защиту жизни нерожденных детей (в связи с этим его пригласили в научную академию при Ватикане, хотя он и был атеистом).  Вот в каких словах он описывает жизнь человека до рождения в своей работе "Плод как личность"
(Liley A.W. "The Foetus as a Personality," Australian and New Zealand Journal of Psychiatry, 1972, Vol 6, р. 99) .

"Возможно мы не все доживем до старости, но все мы были в свое время плодами. И в это время у нас был ряд замечательных свойств, которые, к сожалению,  мы утратили когда стали старше. Мы были здоровыми физически и физиологически. Мы были гибкими и не ожирелыми. Наша единственная вредная привычка было  сосание пальца. И самое худшее последствие от питья жидкости было икание, а не алкоголизм....
Мы более не рассматриваем органы и физиологические функции плода (например, сердечно-сосудистую или выделительную систему), как несовершенные по сравнению со взрослым организмом, но скорее, как специфически приспособленные к тем осмотическим условиям, в которых им приходилось функционировать.
Так может быть пора  задать себе вопрос: а не должны ли мы оказать такое же уважение личности и проявлению индивидуальности плода, пусть, с нашей взрослой точки зрения, они нам и представляются  рудиментарными ?"


Рисунок 2230.png


ПРОДОЛЖЕНИЕ (ЧАСТЬ 2) СМ. ЗДЕСЬ:
https://yuliamass.livejournal.com/239877.html



Tags: attachment therapy, аборты, защита жизни нерожденных, лженаука, научная психология развития, нью эйдж, нэнси томас, перинатальная психология, перинатология, родительство по нэнси томас, терапия привязанности
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments