Юлия Сергеевна Массино (yuliamass) wrote,
Юлия Сергеевна Массино
yuliamass

СИРОТЫ 212: Смоленск. "Точка опоры"

Оригинал взят у gignomai в СИРОТЫ 212: Смоленск. "Точка опоры"
Фотосайт со вспышкой: фото от gignomai
фотоFlamber.ru


Эта фотография – с сайта «Точки опоры», Центра поддержки выпускников сиротских учреждений.
В Смоленске это было третье, после департамента и православного детдома, место, которое я посетил. Директора, Алёны Михайловны Лепёшкиной, не было и говорил я с ее заместителем, Оксаной Викторовной Сулименко (на фото она вторая слева во втором ряду).
Существует он с октября 2011 года. В нем работает 13 человек, трое еще учатся в Смоленском университете на социального педагога.
Расположен Центр в помещении колледжа, где, кстати, учатся и сироты, о чем среди многого прочего было упомянуто.
Кое-что перескажу, что-то процитирую.
Основная задача центра – постинтернатное сопровождение. «Полностью этого никто не знает. Перечня социальных услуг, утвержденного, не существует. Поэтому мы делаем то, что считаем нужным».
Проблема жилья для выпускников. Заранее собираются сведения о выпускниках, о том, у кого из них есть своё, закрепленное за ними жилье(за сохранностью его следят органы опеки), а кому, например, поскольку по месту жительства сохраняется опасная социальная ситуация, нужно другое жильё. В этом им помогают юристы Центра (кураторы Центра подсказывают детям обратиться за нашей помощью). Стараются добиться для них жилья в городе, в Смоленске или областном центре, там у них больше перспектив. За два года существования удалось помочь с жильём 11 человекам.
Другая задача, основная – «мы ведём выпускников, мы – связующее звено между детским учреждением и тем образовательным учреждением, куда выпускник детдома поступает учиться».
Работа начинается с детьми в 9-м, 10-м и 11-м классах. С детьми работают специалисты Центра – психологи, социальные педагоги, социальные организаторы. Их включают в проводимые Центром спортивны, культурные и профилактические мероприятия.
Существует система кураторов , всего 20 человек, 8 в интернатах и 12 в начальных и средних профучилищах. Важно, что куратор работает в самом интернате и хорошо знает воспитанников. Он подает в Центр данные на каждого выпускника – статус, обеспеченность жильём, куда собирается поступать). С этими данными начинается работа с муниципальной администрацией (по жилью) и в образовательных учреждениях, где эстафету принимают тамошние кураторы. Центр проводит с кураторами регулярные семинары, помогает решать их проблемы (за два года 9 семинаров).
Любопытный рассказ, перекликающийся с тем, что говорила мне воспитатель из Кардымова. Директор Центра – бессменный старший комиссар оздоровительного лагеря «Сокол», куда направляют и семейных, и интернатских детей. «Замечательные результаты! Сначала тяжело, по 3-4 творческих мероприятия в день, устают. Но потом втягиваются, невозможно оторвать… Детям некогда заниматься всякой дурью».
Кураторы следят за судьбой выпускника до конца обучения. Спрашиваю: А потом? С трудоустройством? – Пока связей с производственными предприятиями мало, это – впереди. В Вязьме – с железной дорогой. В Смоленске мало предприятий, учиться в училище при бриллиантовой фабрике дети не идут, не тянут, видимо. Но есть договора с предприятиями, куда водим на экскурсии, показать, что из себя реально представляет профессия, включая и трудности.
Спрашиваю про называемые обычно пороки детдомовского воспитания и обусловленные ими трудности выпускников – отсутствие самостоятельности, иждивенчество и т.д. Как с этим?
ОВ рассказывает о «социальных квартирах», которые сейчас есть во всех интернатах (см. об этом в рассказах о Кардымове и Ярцеве).
Спрашиваю про насилие, дедовщину.
Знакомо. Какой-то процент такого всегда будет, и у домашних детей тоже. Это сильно зависит от учреждения и воспитательского коллектива. Сейчас за этим смотрят и воспитатели, и психологи. ОВ долго до Центра работала в социально-реабилитационном центре, потом встречала своих детей в интернатах. «Знаете, они бы рассказали мне, если что…». Не было таких случаев. Скорее уже, продолжает она, такая опасность есть в училищах. Там сейчас убрали ставки психологов. Но и там воспитатели следят в общежитиях.
А как в последующим устройством своей семьи?
Такой официальной статистики у них нет. В СРЦ приходили за помощью выпускники интернатов, иногда приводили и оставляли детей на время из-за трудной ситуации, иногда сами, чтобы семья не распалась.
«Опять же, как смотреть на это? В колледже, где мы с вами находимся, есть 28 молодых матерей из числа интернатских девочек. Но часто это семья, муж и дети, но они не расписываются до поры, чтобы не терять социальные выплаты. Но, конечно, есть и случаи, когда детей бросают…».
После того, как была запущена программа «Поговорим об этом» для предотвращения нежелательной ранней беременности, были сообщения от воспитателей интернатов, что количество таких беременностей на 80% уменьшилось. В этом году – ни одной.
Сейчас еще действует и программа профилактики абортов под эгидой Смоленской епархии.
Дальше ОВ без моих вопросов переходит на тему приемных семей. Говорит о возвратах – берут маленьких, а как начинается подростковый кризис, возвращают. С такими детьми особенно трудно потом работать. Был в ее практике случай, когда к семи годам мальчика три раза возвращали. Очень уважает усыновителей, но не очень она доверяет приемным семьям, в ее практике редко когда там относятся к приемным детям, как к родным. Было и такое: взяли в опеку, ребенок пять лет не посещал школу, деньги за него копили на операцию родной дочери.
(Тут вот – это я сейчас уже думаю – надо разбираться. Возможно отношение к этой форме очень различается в больших городах и, скажем, в деревнях, не знаю…).
Вдруг, с чувством: «Мы интернатских детей очень любим и говорим, что это самые замечательные дети!».
Я спрашиваю про ее отношение к лозунгу «Россия без детских домов».
ОВ не верит, что этой цели можно достичь хоть к 2017, хоть к 2025 году. «Куда мы их с вами денем?».
«Я хотела бы, чтобы все дети были в семьях, готова уйти из своей профессии ради этого, но для этого нужна ранняя профилактика социального сиротства. Обучать детей семейному устройству нужно не только в интернатах, но и в обычных школах. Когда мы учились, был замечательный предмет «Этика и психология семейной жизни»…
А сейчас дет в детских садах перестали играть в семью, в бэтмана играют.
Вот если это изменить, когда-нибудь мы, возможно, и придем к тому, что не будет интернатов.

В конце мы еще говорим о том, какую статистику они ведут в отношении постинтернатных судеб. Данные о поступлении в учебные учреждения, на работу. Собираются и данные об отбывании наказания, о суицидах. Но в 2011-12 годах таких случаев не было. Поступил в один интернат ребенок, который до этого отбывал наказание в спецучреждении для несовершеннолетних. Данных о состоянии здоровья у них нет – они должны быть в органах опеки, поскольку сейчас ежегодно проводится диспансеризация всех воспитанников, на предмет, в частности, снятия диагноза умственной отсталости, замены его на педагогическую запущенность.
Увеличилось число поступлений в вузы. Здесь и заслуга Центра: привозят в интернаты студентов, те рассказывают, объясняют, что училище – не предел возможностей.

Я получил на флэшку эту статистику. Она по интернатам, но здесь приведу сводную для двух лет.
Кол-во
выпускников
9 классов 10 классов 11 классов ВУЗ НПО СПО Прод. обуч. в шк. Иное Трудоуст
ройство
2012 138 107 13 18 3 47 76 11 1
2013 (на 02.08.2013) 115 92 10 13 9 20 73 12 1

Иное в 2012 значит, что находится в кровной семье (об этом было в ярцевских даны), в 2013 – находится в розыске, бежал то есть.

Tags: дети-сироты, детский дом
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments