Юлия Сергеевна Массино (yuliamass) wrote,
Юлия Сергеевна Массино
yuliamass

Дугин как "ученый" и как "православный"

Оригинал взят у arkadiy_maler в Дугин как "ученый" и как "православный"
Всё, что я считаю необходимым сказать про Дугина, я уже высказал в этих двух заметках –
"Не консервативная, не православная, не философия" и
"Критический анализ "вынужденных пояснений" А.Дугина".

Вряд ли возможно что-то существенное добавить к этим двум подробным разъяснениям, но я добавлю только то, что касается сложившейся ситуации вокруг его пребывания в МГУ.

1. Российская академическая система официально устроена таким образом, что статус профессора и заведующего кафедры может получить только хоть сколько-нибудь признанный в профессиональной научной среде ученый, то есть человек, известный какими-то научными исследованиями. Лично мне неизвестно ни одно научное исследование Дугина, признанное какими-либо учеными-гуманириями в качестве такового. По моему личному опыту, в академической среде ссылки на Дугина как ученого не воспринимаются, подобно ссылкам на Фоменко-и-Носовского, Петрика, Чудинова, Понасенкова и т.п. И это совершенно закономерно, потому что нельзя путать жанры, нельзя выдавать за "научные исследования" собственные концептуальные построения. Если человек написал сто книг с названием "философия" или "социология", то из этого еще не следует, что он написал сто научных исследований по философии и социологии. В самой научной среде об этом прекрасно знают, поэтому весь пиар Дугина рассчитан на среду сугубо вненаучную – на тех людей, которые при виде толстой книги с названием "философия" уже уверены в том, что ее автор не только великий философ, но и великий ученый, исследовавший всю мировую философию.

2. Все пребывание Дугина в МГУ от начала и до конца держится на одном человеке – декане В.И.Добренькове, который по достижении 75 лет, по собственному желанию решил покинуть пост декана, что с неизбежностью сказалось на статусе самого Дугина. И я бы на месте Дугина и его фанатиков меньше всего был бы заинтересован раскручивать скандал с его уходом из МГУ, потому что гораздо большим скандалом является вопрос о том, как он, вообще, оказался в МГУ в статусе профессора социологии – человек, не учившийся ни в одном вузе и получивший в 2000 году корочку заочного отделения Новочеркасского инженерно-мелиоративного института? Ведь если раскручивать этот скандал, то могут быть дискредитированы многие дипломы и диссертации, хоть как-то связанные и именем Дугина и соцфака МГУ.

3. Всем тем, кто сегодня защищает Дугина от ректора В.А.Садовничего, не будучи убежденными дугинистами, я советую максимально честно ответить себе на вопрос – почему они это делают? Очевидно, что они это делают вовсе не потому, что прочитали десяток книг Дугина, прониклись его "философией" и готовы отстаивать ее в открытой полемике. Абсолютное большинство из них, вообще, имеют весьма смутные представления не то что о его "философии", но даже о его политических позициях, потому что они им глубоко неинтересны. Они знают только, что Дугин – это тот, кто "за Россию", "за Новороссию", "за русских и за бедных", иногда даже "за православие", и этого им вполне достаточно. А раз так, то все, кто против Дугина, следовательно, "против России", "против Новороссии" и т.д.

Но, позвольте, что особенного в том, что русский человек в России выступает за Россию??? – что в этом особо уникального, неожиданного, ценного? Давайте поставим рядом с Дугиным еще десяток русских бородатых мужчин и они точно также будут говорить "за Россию". Но ведь из этого еще не следует, что все они – "философы" и "профессора"? Если же вестись на дугинскую разводку о том, что его якобы выгоняют из МГУ только из-за его позиции по Новороссии, то тогда из МГУ нужно уволить, как минимум, половину сотрудников, выступающих за Новороссию.

При этом, сам Дугин для выяснения своих отношений с оппонентами использует какие угодно методы, кроме научной полемики. Например, подсылает своих молодчиков из "Евразийского союза молодежи", а сам потом говорит, что он здесь ни при чем.

Это то, что касается вопроса о Дугине как "ученом".

Теперь о Дугине как "православном".

В церковной среде есть совершенно правильное представление о том, что когда в ее орбите оказывается какой-то известный общественный деятель с еретическими взглядами, то с ним нужно "работать", то есть его нужно "отмиссионерить" и "откатехизировать". Но проблема в том, что редкий общественный деятель с еретическими взглядами (любого толка) приходит в Церковь для того, чтобы изменить себя, а не изменить саму Церковь. Тем более, когда речь идет о таком прожженном идеологе как Дугин, для которого сама Церковь – это объект миссии, и именно Церковь должна исправиться под его идеологию, а не наоборот. Поэтому было бы верхом наивности надеяться, что достаточно такому идеологу что-то сказать и он сразу все поймет. Здесь, действительно, нужна целенаправленная систематическая работа, работа тяжелая, неблагодарная и опасная, предполагающая многочасовое штудирование его текстов и обсуждение каждого его слова. Понятно, что далеко не каждый готов эту работу на себя взять. Гораздо проще изображать из себя "миссионера", время от времени встречающегося с "объектом миссии" на ни к чему не обязывающих фуршетах с разговорами о моде и погоде.

Другой вопрос, если такой "миссионер" ставит перед собой цель не наставить заблудшую знаменитость на путь истинный, а использовать его в своих личных интересах. Но тогда не надо называть это "миссионерством". Пусть всё называется своими именами.
Tags: Александр Дугин
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments