Юлия Сергеевна Массино (yuliamass) wrote,
Юлия Сергеевна Массино
yuliamass

Category:

RAD-культ как фактор риска насилия и жестокого обращения с детьми и стигматизации. ЧАСТЬ 1.

В 2010  году Павлу Астахову было написано открытое письмо от Джин Мерсер, доктора наук, заслуженного профессора психологии колледжа Ричард Стоктон, штат Нью-Джерси. https://phtherapies.wordpress.com/2010/04/13/dr-jean-mercer-open-letter-to-russian-child-ombudsman/

В нем объясняется одна из важных причин жестокого обращения и гибели в США детей, усыновленных из России. Это связано с распространением там опасной коммерческой псевдопсихотерапии, получившей название "терапии привязанности", по англ "Attachment Therapy" (АТ). В своем письме проф. Дж. Мерсер сокрушается о происходящем с русскими детьми в США и призывает Павла Астахова хотя бы временно запретить американцам усыновлять детей из России (в интересах как американских, так и русских сирот). По её мнению такой запрет, особенно если бы он получил правильное информационное освещение в СМИ, мог бы мотивировать приемные семьи к отказу от использования этого опасного  направления "альтернативной психотерапии", так же как от обращения к  шарлатанам, навязывающим подобные "терапевтические" методы.

К сожалению, наши СМИ, многие из которых устроили два года спустя истерику по поводу закона Димы Яковлева,  не удосужились своевременно обратить внимание на это письмо и глубже вникнуть в проблему.


Проблема же эта за прошедшие годы стала еще более актуальной, так как подобные опасные "вирусы" стали активно распространять и у нас. В частности, при участии заинтересованных НКО  у нас перевели и издали ряд  книг американских адептов этого направления и распространяют их в свободном доступе в интернете, выпустили соответствующие ВИДЕО-диски с тренингами, а в 2012 г. даже пригласили в Екатеринбург для проведения тренинга Нэнси Томас - одного из наиболее ярых "гуру" АТ.

Апофеозом был выпуск и пиар фильма "Блеф или с Новым годом", который как раз во многом основан на опасных идеях АТ, несмотря на благовидный имидж "заботы о сиротах".  Фильм призывает к тотальному уничтожению системы детских домов в России, с заменой её на западную фостерную систему, и к отмене "закона Димы Яковлева". Из заявлений авторов и участников этого фильма (как в самом фильме, так и при обсуждении в СМИ) вытекает, что одной из его важнейших  целей является «просвещение» граждан России относительно синдрома «реактивного нарушения привязанности» (Reactive Attachment Disorder, сокращ. RAD). Но вот тут то как раз и скрывается подвох.

Дело в том, что следует различать научное определение болезни, согласно Международной классификации (МКБ), и так  сказать, "журналистское".  В МКБ 10-ого пересмотра в разделе, посвященном эмоциональным и поведенческим нарушениям детского и подросткового возраста, можно видеть два нарушения, связанные с привязанностью (http://ncpz.ru/lib/1/book/14/chapter/11). Первое, F94.1,  называется "Реактивное расстройство привязанностей в детском возрасте". Второе, F94.1 - "Расстройство привязанностей в детском возрасте по расторможенному типу". Оба нарушения относятся к возрасту детей до 5 лет.  Вкратце, первое расстройство возникает в связи с жестоким обращением с ребенком, грубым пренебрежением его физических и психических нужд, и т.п.  В результате ребенок подавлен, боится взрослых, у него нарушается способность социального взаимодействия с другими детьми, он страдает и может плохо развиваться физически.  Подчеркивается, что это  нарушение редко встречается (возникает не у всех детей, подвергшихся жестокому обращению или небрежению), диагностика его может быть затруднена (и этот диагноз используют в отношении детей до 5 лет), его не следует смешивать  с другими болезненными состояниями, возникающими от жестокого обращения с детьми, различных психических травм и т.п.  В качестве лечения рекомендовано помещение ребенка в благоприятные условия, обеспечивающие заботу, внимание, эмоциональное тепло со стороны взрослого и т.п. (http://depts.washington.edu/hcsats/PDF/AttachmentTaskForceAPSAC.pdf).

Второе нарушение также относится к детям до 5 лет, и считается, что оно может возникнуть при большом количестве ухаживающих лиц, при частой смене воспитателей, например, при неоднократном перемещении из одной приемной семьи в другую, и т. п. Из-за этого ребенок не различает "своих и чужих", "прилипчив" ко всем  взрослым. Впоследствии это нарушение сглаживается, хотя у некоторых детей могут оставаться некоторые особенности в характере взаимодействия с друзьями и т.п. Однако в МКБ10 нет никаких катастрофических "детерминистских"  прогнозов в отношении психологических особенностей людей, в детстве страдавших одним из указанных выше  нарушений  (http://depts.washington.edu/hcsats/PDF/AttachmentTaskForceAPSAC.pdf).


С другой стороны в "журналистской психологии" подхватили и распространяют псевдонаучную трактовку "диагноза RAD", запущенную адептами АТ (http://depts.washington.edu/hcsats/PDF/AttachmentTaskForceAPSAC.pdf, http://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/1049731513497518, пер. на русск.: http://www.liveinternet.ru/users/julia_ma/post279432472).

Псевдо "терапевты" АТ совершенно неверно  толкуют и научную теорию "привязанности" в целом, и данный синдром в частности. Родителям внушают, что будто бы у  приемных детей всех возрастов, взятых из детских домов, фостерной системы, переживших травмы и даже усыновленных сразу после рождения (в ряде публикаций АТ утверждается и такое) очень часто (если не всегда) наблюдается «RAD». Причем этому фактору не только придается гипертрофированное и крайне расширенное (до размывания границ и определенноcти)  значение, но еще дается ложный морально-психологический портрет людей, в детстве страдавших RAD, не имеющий под собой научных обоснований и доказательств. Этот портрет носит устрашающий характер, сеет фобии, является стигматизацией. Якобы у  детей с "нарушением привязанности" (в ложной интерпретации АТ) "отсутствует  совесть", из них вырастают серийные убийцы, "Гитлеры", "Саддамы Хусейны" (!!!? - так и пишут) и т.п., и т.д.  И что эти дети даже в младшем возрасте могут быть опасны для родителей. И только они, эти психотерапевты, могут помочь "привязать" ("to attach") детей к родителям, и таким образом "решить все проблемы".

Кроме неверной интерпретации термина RAD, в сочинениях адептов АТ нередко можно встретить упоминание некоего «синдрома нарушения привязанности» (“attachment disorder”, сокращ. AD). Это также их собственное изобретение (такого диагноза нет в МБК 10), и они подводят под него все что угодно. В результате ребенок родителей, руководимых АТ-«терапевтами», может оказаться лишенным самой необходимой медицинской помощи, так как симптомы любого заболевания (например плач ребенка от болей при аппендиците) легко списываются на «психическую ненормальность», вызванную «АД» (http://www.edgework.info/article-Attachment-Disorder-A-Controversial-Diagnosis.html, https://www.mentalhelp.net/blogs/rad-children-false-information-and-dangerous-therapies/ ).

И для развития (по существу, насильственным путем) "привязанности" у ребенка к приемным родителям адепты АТ рекомендуют методы, которые можно назвать не только бесполезными, но вредными и опасными для психического и здоровья детей, и даже их жизни, нередко доходящими до изуверства (http://childmyths.blogspot.ru/2013/05/international-concerns-with-holding.html; http://rsw.sagepub.com/content/24/2/188 ).

В частности, среди предложенных «интервенций» (вмешательств) упоминаются:

ограничения в удовлетворении самых необходимых физиологических потребностей (в пище, в пользовании душем и туалетом, детских играх и др.),

запрет на посещение школы,

насильственный глазной контакт,

полный контроль над всеми действиями (например, установление видеокамер и сигнализации в спальне ребенка, будь то малыш, ребенок школьного возраста или подросток),

обращение даже с детьми старшего возраста и подростками как с младенцами (например, кормление ребенка младшего школьного возраста из бутылки, разговор с подростком как с младенцем),

применение опасного лженаучного метода "удержания" ("holding therapy") для "выхода гнева из ребенка" и  "исправления оппозиционного поведения" путем жесткого контроля,

применение псевдонаучного метода "нейролингвистического программирования" и ряда  других характерных для АТ приемов, направленных на полное подавление личности ребенка. (http://www.childrenintherapy.org/essays/overview.html).


Для наглядного представления об особенностях  АТ  ниже приведена иллюстрация из книги Рональда Федеричи ( одного из адептов этой "терапии" в США). На ней показаны рекомендуемые Федеричи приемы псевдонаучной "holding therapy" ("холдинг терапии")  для "смирения проблемного ребенка" - с целью насильственного развития у него "привязанности" к  приемным родителям (цитир. по: http://www.childrenintherapy.org/proponents/federici.html ).

Одно из возможных последствий такой "родительской техники" - удушение ребенка.
Конечно, не всегда АТ предлагается в таком "полном" объеме. Можно видеть и "урезанные варианты", но все равно,  все они основаны на сходных ложных предрассудках в отношении приемных детей и их воспитания, и не только подталкивают родителей на скользкую дорогу жестокости к детям, но и подводят под это "теоретическую" (псевдонаучную) базу.

АТ-"терапевты" заявляют, что при этом ребенок освобождается от "травм, полученных еще на внутриутробной стадии, в родах и младенчестве", из него "выходит накопленный гнев к биологическим родителям" (не дающий  "привязаться" к усыновителям), возникающее чувство беспомощности и искусственное "погружение в состояние младенчества"  якобы стимулирует "привязанность".

Некоторые эксперты отмечают, что это также похоже на попытки вызвать привязанность жертвы к мучителю, как это происходит при так называемом стокгольском синдроме (http://www.childrenintherapy.org/essays/overview.html ). При этом концепции и практики АТ не имеют научного обоснования,  и их эффективность не имеет никаких объективных подтверждений.  


"АТ-психотерапевты"  буквально демонизируют  детей-сирот и предлагают ломать их личность, чтобы "привязать"  ребенка к усыновителям. Некоторые договариваются до того, что у детей-сирот, усыновленных из детских домов, вообще "нет личности", их нужно полностью "переформатировать", чтобы потом  "заново собрать". Они буквально расплодились в США, эксплуатируя трудности родителей, усыновивших детей.
И теперь американцы, которые понимают опасность этого направления, не знают как эту "чуму" (это именно "чума") остановить.

Из- за применения методов АТ (синонимы:  "родительство по Нэнси Томас", удерживающая или "холдинг" терапия и др.) в США было несколько десятков судебных процессов в связи жестоким обращением с детьми, вплоть до гибели детей. Причем это только "верхушка айсберга", намного больше - молчаливых жертв (http://childmyths.blogspot.ru/2015/10/a-personal-account-of-attachment.html, http://www.liveinternet.ru/users/julia_ma/post254254559/ , http://www.orthomed.ru/node/799http://rsw.sagepub.com/content/24/2/188).



Источник фото: http://www.childrenintherapy.org/essays/index.html


AT была осуждена ведущими специалистами и профессиональными сообществами США в области детской психологии, психиатрии и психического здоровья и службы защиты детства, как ненаучная, медицински необоснованная и опасная для жизни и здоровья детей (см., например:
http://depts.washington.edu/hcsats/PDF/AttachmentTaskForceAPSAC.pdf;
http://rsw.sagepub.com/content/24/2/188). 

Но поскольку она не запрещена законодательно, АТ продолжает распространяться, в том числе через интернет. Это немалый бизнес для этих лже-психотерапевтов (подробнее, со ссылками, см. здесь:  http://www.liveinternet.ru/users/julia_ma/post254254559/, http://www.orthomed.ru/node/799;
http://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/1049731513497518, пер. на русск.: http://www.liveinternet.ru/users/julia_ma/post279432472 ).

В США создана специальная правозащитная организация, которая борется с распространением этого лженаучного опасного направления. Вот ссылка на сайт этой организации, которая называется "Защитники детей, подвергающихся терапии" ("Advocates for children in Therapy"): http://www.childrenintherapy.org/index.html.
На указанном сайте этот метод назван «быстро распространяющимся», хотя и «теневым» и «антинаучным».

«Attachment  Therapy» - сегодня представляет самую опасную форму мошенничества в  США», - говорится на странице сайта (
(http://www.childrenintherapy.org/victims/victims.html ), посвященной жертвам АТ (см. скриншот ниже).



«Для наиболее беззащитных и ранимых детей, находящихся в учреждениях опеки и приемных семьях или усыновленных  – эта лжетерапия несет невыносимые страдания. Каким образом внушение страха, голод, боль, унижение, искаженная картина реального мира, изоляция от друзей и семьи, угрозы и т.п. могут привести к привязанности, вере, любви и сделать ребенка счастливым? Мы должны знать, что это ведет к смерти», - предупреждают защитники детей (http://www.childrenintherapy.org/victims/victims.html ).

Как объясняют на сайте организации (http://www.childrenintherapy.org/essays/index.html ):

"Attachment Therapy (AT) – это растущее теневое движение для «лечения» детей, с дисциплинированием которых родители и воспитатели испытывают проблемы. Адепты АТ внушают, что причинами  неправильного поведения детей является отсутствие «привязанности» к воспитателям. Цель воздействий АТ – насильно принудить ребенка к «привязанности» («любви») к своим воспитателям (приемным родителям и т.п.).

Методы, применяемые в АТ относятся к чрезвычайно унижающим, подавляющим и жестоким.  Их цель – подавить сопротивление ребенка до полной покорности матери.  Их используют, пока воля ребенка не оказывается полностью сломленной. Если ребенок упорствует в сопротивлении (а это, понятно, происходит очень часто), жестокость воздействий возрастает, и это продолжается бесконечно, может длиться на протяжении  месяцев и лет.
Большинство детей, против которых используют  АТ – это усыновленные дети, или дети в фостерных семьях, среди них особенно много представителей расовых или этнических меньшинств, детей, страдающих аутизмом, умственным отставанием, или имеющих инвалидность в связи с физическим здоровьем. Несомненно, это наиболее ранимые и беззащитные дети.

АТ имеет две компоненты. С одной стороны, это непосредственное "ручное" воздействие, включающее физическое сдерживание и стеснение ребенка АТ-"терапевты", осуществляющие эти воздействия, называют их "психотерапией". С другой стороны, это обычно сопровождается насаждением набора родительских практик, которые приносят жестокость прямо в дом, делая её круглосуточной. Обе компоненты не имеют
научного обоснования в психологических теориях  и доказательств в  исследованиях".
***
В связи со сказанным выше, следует добавить еще следующее.
В настоящие время некоторые ведущие исследователи в области детской психологии высказываются за исключение терминов «нарушение привязанности» «реактивное нарушение привязанности» из клинического лексикона, как не наполненным достаточно определенным содержанием, см., например:

Allen B. A RADical Idea: A Call to Eliminate “Attachment Disorder” and “Attachment Therapy” From the Clinical Lexicon. Evidence-Based Practice in Child and Adolescent Mental Health. 2016. Volume 1, Issue 1, pages 60-71.
http://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/23794925.2016.1172945

Mercer J. Thank, Brian Allen, for Saying "Down With Attachment Disorders"!, May 31, 2016.
http://childmyths.blogspot.ru/2016/05/thank-brian-allen-for-saying-down-with.html).

Серьезные научные исследования последних 10 – 15 лет, показали, что даже у детей-сирот из румынских детских домов посткоммунистического периода (где были экстремально плохие условия жизни и ухода за детьми) – первый тип связанного с привязанностью расстройства (по МКБ10: «F94.1 Реактивное расстройство привязанностей в детском возрасте «реактивного нарушения привязанности») - наблюдался только у 4% детей (Allen, 2016, http://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/23794925.2016.1172945 ).

То есть, это – редкое нарушение, с которым большинство клинических психологов и детских психиатров никогда не встретятся в реальности. Причем после помещения таких детей в хорошие приемные семьи все указанные симптомы очень быстро (в течение месяца) исчезали (см. обзор: Allen, 2016, http://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/23794925.2016.1172945 ).

Таким образом, как обращают внимание некоторые американские авторы, приходится сомневаться, что этот диагноз, впервые внесенный в американский классификатор болезней в 80-е годы (потом несколько раз менявший свое содержание) вообще отражает нарушения, связанные с привязанностью (как она понимается в современной научной теории, представляющая собой дальнейшее развитие теории привязанности Боулби) (Allen, 2016, http://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/23794925.2016.1172945).

Согласно Боулби, у человека есть генетическая предрасположенность к социальному взаимодействию. Она начинает проявляться уже в младенчестве, в ответ на социальное взаимодействие с ухаживающим лицом (прежде всего матери). И выражается в поиске комфорта, утешения, успокоения со стороны взрослого в различных стрессовых ситуациях, в которых оказывается ребенок. Эта реакция помогает выживанию и развитию ребенка.

Но это именно взаимодействие, развитие которого очень сильно зависит от поведения взрослого. В результате у ребенка складывается «внутренняя модель», отражающая его представление о себе, родителях, и характере отношений с ними. Она может во многом определять поведенческие реакции, характер отношений, но эта модель не есть нечто раз и навсегда застывшее. Она меняется по мере развития ребенка, под влиянием условий жизни в сильной зависимости от изменения поведения окружающих ребенка взрослых, их отношения к нему.


Что касается второго диагноза в этой рубрике МКБ10 (F94.2 Расстройство привязанностей в детском возрасте по расторможенному типу), то он встречался чаще, примерно у 30% детей из румынских детдомов. И был более устойчивым.

Однако он оказался не связанным с привязанностью ! При помещении детей в хорошие приемные семьи, у них возникала привязанность к воспитателям, однако при этом сохранялась и склонность к чрезмерной открытости к общению с посторонними и т.п. Поэтому, если возникновение этого синдрома возможно и было инициировано какими-то нарушениями из «области привязанности», в дальнейшем он существует независимо от развития привязанности у ребенка
(Allen, 2016,http://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/23794925.2016.1172945)   ).

В настоящее время из названия этого нарушения в американском классификаторе DSM-5 (5th ed.; American Psychiatric Association, 2013) вообще исключили слово «привязанность». Теперь там этот диагноз называется так: Disinhibited Social Engagement Disorder (DSED).


Известно, что ВОЗ готовит новое издание МКБ, а именно МКБ11. Согласно известным возможным вариантом, там также собираются исключить термин «привязанность» из F94.2, приблизив название диагноза к определению американского спецификатора. Исследователи и клиницисты работают над уточнением диагнозов, по мере изучения этих нарушений. Однако, как справедливо замечает проф. Джин Мерсер, известный американский детский психолог, ни в один из классификаторов не включает определения «нарушений привязанности»», как они трактуются адептами псевдонаучного направления АТ.
И этого никогда не будет (http://childmyths.blogspot.ru/2016/02/five-ways-of-looking-at-attachment.html).


Важно также подчеркнуть, что в серьезных исследованиях, изучавших психическое развитие детей из детских домов и фостерных семей, с признаками нарушений привязанности, не было отмечено грубых поведенческих нарушений, которые приписывают им адепты АТ (см. обзор: Allen, 2016, http://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/23794925.2016.1172945).

В научной литературе по данной проблеме указывают, что очень часто этими терминами подменяют какие-то нарушения и диагнозы, описанные в других категориях (нарушения поведения, внимания и др.), не имеющие отношения собственно к научному пониманию привязанности.

При этом сосредотачиваясь на факторе «привязанности», психотерапевты могут лишить ребенка с проблемами поведения, внимания, обучении и др. нужной помощи (Woolgar M and Scott S. “The negative consequences of over-diagnosing attachment disorders in adopted children: The importance of comprehensive formulations,” Woolgar M and Scott S, King's College London, UK, Clinical Child Psychology and Psychiatry, 2013 Apr 10., http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/23575458).


Также отмечается, что включение термина «реактивного нарушения привязанности» в медицинские классификаторы болезней, невольно принесло вред, стимулировав развитие псевдонаучного направления АТ, спекулирующего этим термином и искажающего научную теорию привязанности (под влиянием которой эти термины были внесены в классификаторы) (Allen, 2016, http://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/23794925.2016.1172945).

Одно из грубых искажений заключается в том, что упускается из виду, что привязанность - это взаимодействие взрослого и ребенка, и это - развивающийся процесс. Адепты АТ напротив центрируют привязанность на ребенке, как его «диагноз», возникший в раннем детстве и лежащий теперь на ребенке как своего рода некая «печать» или «проклятие». Для того, чтобы снять с ребенка это «проклятие» нужно применять к ребенку особые методы, которыми владеют якобы только адепты АТ («обычная» психотерапия якобы с этими детьми «не работает»). Что это за «методы», рассказано выше.  Причем с помощью «привязанности» пытаются объяснить вообще все эмоциональное и поведенческое развитие ребенка (вплоть до феномена «совести»), чего нет в научной теории привязанности (Allen, 2016, http://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/23794925.2016.1172945).


По мере развития и взросления множество других факторов вступают в действие, и «привязанность» (как стремление искать утешение и поддержку в стрессовой ситуации и т.п.) хотя и продолжает играть роль в психологии ребенка и подростка, но в сложном взаимодействии со многими другими факторами, и проявление этого свойства носит совершенно другой характер.

Так же предлагают исключить из клинического лексикона выражение «терапия привязанности», как скомпроментированное и нагруженное ложным и отрицательным смыслом, связанным с опасным псевдонаучным направлением АТ (Allen, 2016, http://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/23794925.2016.1172945; Mercer, 2016. http://childmyths.blogspot.ru/2016/05/thank-brian-allen-for-saying-down-with.html ).


ПРОДОЛЖЕНИЕ СМ. ЗДЕСЬ: http://yuliamass.livejournal.com/226572.html
Tags: дети сироты, секты, терапия привязанности
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments