Юлия Сергеевна Массино (yuliamass) wrote,
Юлия Сергеевна Массино
yuliamass

Алаверди, или несколько впечатлений о грузинском православии. Протоиерей Павел Великанов


Источник: http://www.bogoslov.ru/text/2610420.html

Автор: протоиерей Павел Великанов

Говорят, бутерброд соседа всегда вкуснее. И только потому, что он – не твой. Во время поездки в Грузию я постоянно старался это объяснять самому себе, но с каждым днём это получалось всё труднее.

Первое сильное впечатление – от группы взрослых людей в Троицком кафедральном соборе Тбилиси, оживлённо обсуждавших проблему понимания любви в христианском богословии. Человек сорок, разного возраста, от двадцати лет до почти стариков – обсуждали с батюшкой вопрос: надо ли учить любви, или же она есть исключительно дар? Поводом послужила книга Эриха Фромма «Искусство любви». В чем же интрига, спросит читатель?



Да в том, что этот огромный помпезный собор, с бесконечным множеством приделов, помещений, лестничных маршей, этажей, этим подчёркнутым благолепием, весь в камне и золоте, с дорогими иконами – вдруг разом ожил, перестал быть заповедником православия и музеем благочестивых преданий седой старины. Если здесь люди о таких вопросах и так горячо спорят – значит, у них еще не атрофировался интеллектуальный мускул, значит, им, пользуясь терминологией Розанова, "надо". Причем таких групп в храме мы встретили две, примерно одинаковых по численности. Занятно, что вторая на занятиях вообще сидела без освещения, в полумраке, что придавало еще большую интимность и теплоту.

В главном приделе – огромная икона всех грузинских святых, выполненная в технике перегородчатой эмали. Несколько квадратных метров шедевра веры. Символ единения народов Грузии. И неважно, сколько там килограммов золота. Но то, что они дорожат своими святыми, налицо. А где сокровище – там и сердце. Надо быть каменным истуканом, чтобы не ощутить, как здесь на самом деле любят свою Поместную Церковь.

Но всё это оказалось лишь прелюдией к тому, что мы увидели в Тбилисской духовной академии. В конце концов, ну и что такого в том, что у них огромное здание, где вскоре будет располагаться академия, за полгода поднятое из руин – полностью за счет государства? Уже в этом году здесь будут слушать лекции две с половиной тысячи студентов. Мы ведь тоже котлован для семинарского общежития на болоте уже выкопали. Правда, за три года. Ну подумаешь – у них государственная аккредитация духовного образования и 100% финансирование семинарий и академий опять-таки со стороны государства. Так ведь и мы не лыком шиты – у нас тоже теперь есть ФГОС «Теология». Удачно перелившим старое церковное вино в свежеизготовленные государственные мехи – можно ставить памятник при жизни. А то, что у них, у грузин, условием получения аккредитации, жёстко поставленным Церковью перед министерством образования, было полное невмешательство в учебный процесс по богословским предметам, впрочем, как и сохранение всего уклада жизни духовной школы в неприкосновенности – так ведь подобную роскошь мы-то не можем себе позволить! У нас-то мультиконфессионально-полинациональное государство, на всех один блин не испечешь. Тем более, если этот блин – православный.

Академию в Тбилиси возглавляет замечательный священник, отец Георгий Звиададзе, единственный протопресвитер в Грузинской Церкви, ближайший к Святейшему Патриарху Илии человек. Когда нам рассказывали о том, что конкурс в семинарию сегодня – от 10 до 15 человек на место, при том, что пару лет назад Патриарх благословил взять всех, подавших документы – а таковых оказалось полторы тысячи – я снова и снова повторял мантру про соседский бутерброд. Помогало. Но вот когда на всенощной в Сионском храме я увидел, что церковь до отказа забита людьми – и не увядающими представительницами прекрасного пола, а мужчинами в расцвете лет, молодёжью и юношами – спасительная мантра перестала действовать. А когда мы узнали, что у каждого третьего ребёнка в семье крёстным отцом становится сам Патриарх Илия – чтобы таким образом поддержать естественный прирост населения – стало совсем хорошо. Просто порадовался за 14 тысяч младенцев, у которых в крёстных теперь Предстоятель Церкви. Порадовался, потому что Церковь вдруг открылась своей неожиданной стороной – человечности.

Вот чего сегодня катастрофически не хватает – искреннего интереса к человеку. И это не продавить никаким распоряжением. Этому надо целенаправленно учить – чтобы получить как дар – и благословение – и крест. Учить прежде всего в семинариях, где сама обстановка должна буквально на всех углах кричать: Вы нужны нам! Мы вас ищем! Мы бьемся с вами и об вас, чтобы хотя бы немного разогреть подостывшее сердце, отягощенное земными попечениями, замороченное дурманом мира сего. Только когда семинарии станут такими живыми, заразительно живыми организмами – можно надеяться и на качественное улучшение общего климата на приходах и в целом в Церкви. Все иные попытки обречены превращаться в фарс и лишь мешать вызреванию этого очень сокровенного, интимного процесса очеловечивания Церкви – по образу Истинного Человека и Бога – Спасителя Христа.

Честно говоря, я не ожидал, что у грузин такое величественное православие.

Очевидно, что у грузинского богословия, да и в целом у духовного образования, есть будущее. За них можно только порадоваться. Потому что Грузинской Церкви это надо. У них ректор Академии – главный после Патриарха человек в Церкви. Потому что в его руках – будущее Церкви. И для них – это не красивые слова за рюмкой вина, а ежедневный, кропотливый, муторный труд всей Церкви. Она на самом деле просто хочет быть лучше. Ближе ко Христу и Его народу. И активно работает над этим. Молитвой и трудом. За полгода поднять из руин огромное здание Академии. Две с половиной тысячи студентов. Конкурс в семинарию, как у нас – в МГУ. Полностью государственное финансирование и признание – без вмешательства во внутренние дела духовного образования. Для нас – чужая и невероятная сказка. Для них – трудовые будни. Подкрепи их, Господи! И нам помоги...

PS. Кстати, «Алавέрди», как нам объяснили в одноименном монастыре, означает «Бог дал». Хороший ответ на вопрос: откуда всё это?...



Tags: Грузия, Православие, Православная Церковь, Церковь, история Церкви, монастырь Алаверди
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments