Юлия Сергеевна Массино (yuliamass) wrote,
Юлия Сергеевна Массино
yuliamass

О книге английских экспертов соцслужбы с конструктивной критикой системы защиты детства

Хотелось бы обратить внимание на эту примечательную книгу: http://press.uchicago.edu/ucp/books/book/distributed/R/bo18001244.html

Brid Featherstone, Sue White and Kate Moss.
Re-Imagining Child Protection: Towards Humane Social Work with Families. Bristol: Policy Press, 2014, pp. 184.

На русском название книги звучит так:
"Изменить лицо службы защиты детства. Как сделать гуманной работу социальных служб с семьями".




***
Авторы – ведущие специалисты социальной службы (защиты детства) в Великобритании, профессора известных университетов. Они критикуют сложившуюся в Англии и др. западных странах (особенно англосаксонских - Англии, США, Австралии) систему социальной службы изнутри, призывая к её кардинальному реформированию.

Критика в основном касается следующих аспектов:


1) Система рассматривает ребенка как автономное существо, не связанное никакими родственными и семейными узами. Как самостоятельный "ресурс для инвестиций в будущее". При таком подходе работникам соцслужб морально легко "выдергивать" ребенка из кровной семьи, перемещая в более "успешную". При этом не берется в расчет, что разрыв ребенка с кровной семьей наносит тяжелейшую травму не только ребенку, но и оставшейся семье (отражаясь не только на родителях на многие годы, но и более широком круге членов этой семьи).

2) Система особенно враждебна по отношению к бедным слоям населения, при этом не учитываются социально-экономические причины бедности (рост неравенства как следствие неолиберальных экономических реформ и проектов и т.п.). "Вина" за бедность возлагается на самих бедняков.

3) Неоправданное использование нейронаук для оправдания таких авторитарных подходов по отношению к биологическим семьям. При этом данные науки доходят до пособий и алгоритмов соцслужб в урезанном виде, неподтвержденные и противоречивые гипотезы и результаты выдаются за нечто уже "доказанное". Возникает много мифов, которые выдаются за "истину в последней инстанции". Пропаганда заинтересованных кругов принимается за реальные факты. Один из примеров - паника вокруг "первых трех лет". Якобы даже просто «не идеальные» (отнюдь не угрожающие жизни) условия жизни ребенка в семье могут "пагубно" сказаться на развитии мозга в первые три года жизни.

На самом деле, наука такого не утверждает. Это именно миф, возникший из предвзятого, усеченного манипулирования научными данными из области нейробиологии и психологии развития. Однако эти мифы "оправдывают" множественные изъятия детей из семей более бедных слоев населения, мигрантов и т.п.

4) Ограниченность "белого человека" в отношении других этнических групп. Неспособность учитывать культурные особенности народов. Это приводит, в частности, к необоснованному более частому изъятию детей у иммигрантов и аборигенов (в таких странах как, например, Австралия).

Выше перечислены только некоторые из проблем, затронутых в книге. Авторы призывают все общество к широкой дискуссии. Причем особе значение они придают привлечению внимания к данным проблемам со стороны экспертов и работников социальных служб и студентов и аспирантов, обучающимся и ведущих исследования в области этих специальностей.

Для иллюстрации ниже приведена цитата из указанной книги:

«Необходимы изменения, так как все больше мы видим разобщение детей с семьями из-за «ориентации соцслужб на ребенке». Эта ориентация концентрируется на ребенке как на индивидууме с независимым отношением к государству, игнорируя таким образом важнейшие аспекты природы наших межличностных отношений. Обращаясь с ребенком как отдельной (сепаратной) единицей в семье, государство продвигает политику, которая ведет к разрушению семей ( defamilisation), так как это,  с одной стороны,  в определенной мере уменьшает ответственность родителей в отношении своих детей, и непомерно увеличивает её и подвергает  регуляциях в других отношениях. Сложности, связанные с особенностями семейных отношений – прошлых, настоящих и будущих – игнорируются и выдается мандат на изымание ребенка. Родительство не принимается как связь, характеризующаяся заботой и любовью. Вместо этого родительство переформатируется как работа, требующая умения и экспертизы. Более того, в то время как родительство и способности к нему рассматриваются как критические факторы с точки зрения благополучия ребенка, мало усилий предпринимается,  чтобы понять реальных родителей, что они хотят друг от друга, и для своих детей, и от детей. Не удивительно, что переформатирование родительства в работу приводит к идее о возможном сокращении излишка рабочей силы. Хотя все родители чувствительны к такому надзирающему оку государства, особая опасность существует для тех, кто находится в бедности.  Они могут очень ценить свои усилия по воспитании детей, в условиях недостатка средств, и тем не менее третироваться с пренебрежением со стороны работников социальных служб.  
… Развитие гуманной социальной службы в обществе, расщепленном неравенством, является трудной задачей, и мы осознаем,  что это должно быть частью большого проекта. Тем не менее, чрезвычайно важно признать, что необходимо создавать такие подходы, которые бы не приводили к изъятию детей из беднеющих семей и сообществ. Более того, необходимо провести обширные исследования влияния неравенства на благосостояние детей и физическое, психическое здоровье родителей, и поведение связанное с нанесением вреда себе и насилием. Мы нуждаемся в более мощных исследованиях, основанных на жизненном опыте тех, кто вынужден выживать в обществе, в котором они встречают множество препятствий к достойной и благополучной жизни. Мы должны прекратить относиться к симптомам, как причинам».              
***
Вот еще в продолжение, некоторые отзывы об этой книге . Пишут другие эксперты (разделяющие озабоченность авторов). Отзывы приведены на задней стороне обложки (я их перевела здесь):

"Незаменимый анализ сделанный с большой интеллектуальной силой и страстью, который показывает, как три десятилетия действия системы защиты детства привели к изоляции детей, превратили родителей в невидимых врагов и увели в сторону от использования богатых активов человеческих отношений, которые могут и должны быть исправлены". ( (Ивон Робертс, ведущий автор, "The Observer" ).

"Все социальные работники должны прочитать и обдумать эту книгу" (Докт. Стив Роговский, Городской Совет Олдхама ).

"Изумительная, стимулирующая и захватывающая книга" (Проф. Рут Листер, Почетный профессор социальных наук, Лагбургский). Университет Олдхама ).

И еще там же на обложке в аннотации приведена цитата из книги, с перечнем некоторых из обсуждаемых в ней вопросов:

"Почему язык защиты детства стал таким гегемонистским?
Кого защищают и от кого в обществах риска?
Фокусируя внимание на семьях, испытывающих депривацию, социальные службы усиливают эту депривацию или улучшают положение семей?
И является ли этичным забирать детей в обществах, расколотых неравенством?»

И далее в аннотации сказано:

«Эта своевременная книга подвергает сомнению систему защиты детства, которая завязла в мускулистом авторитаризме по отношению ко множеству терпящих лишения семей. Она призывает к семейно-ориентированной гуманистической практике в которой дети воспринимаются как человеческие существа, вовлеченные в отношения, родители признаются как люди с нуждами и надеждами, а семьи как имеющие необычайные возможности для заботы и защиты. Эта важная книга будет необходимым чтением для студентов и аспирантов в области защиты детства, социальных работников, менеджеров, научных исследователей и политиков".
----------------------------------------------------
Однако в России такие критические книги для студентов и специалистов в сфере социальной службы (защиты детства) - вообще не переводят и не издают. И эта созданная на Западе система (преисполненная столькими, мягко говоря, несовершенствами) - спускается к ним (а через них - ко всему нашему обществу) в виде "истины в последней инстанции" (через переводные алгоритмы и т.п.).

А ведь по сути это аналогично распространению, например, каких-то активнодействующих лекарственных средств, не прошедших клинических испытаний, или с установленным опасным побочным действием,  превышающим пользу от их применения (при отсутствии в обществе информации и адекватной дискуссии).
Tags: дети, защита детей, социальное сиротство, социальные службы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments