ОБ ОПАСНОСТИ ЛЖЕНАУЧНЫХ И ОККУЛЬТНЫХ ЛОВУШЕК В ПРОЛАЙФЕ


В данном сообщении хотелось бы обратить внимание на одну важную, но мало замечаемую проблему, связанную с участием православных в движении пролайф (против абортов, в защиту жизни нерожденных детей). 

Одним из доводов, к которым прибегают участники этого движения («пролайферы»), защищая жизнь нерожденных детей, является то, что жизнь человека начинается с момента зачатия. Но здесь надо иметь в виду, что в настоящее время это просто общеизвестный научный факт: жизнь любого организма, размножающегося половым путем, начинается с момента зачатия. Естественно, что и неверующие люди признают, что жизнь начинается с зачатия. 

Спор по сути идет о другом: с какого момента следует признавать зачатое человеческое существо личностью, которою следует наделять «правами человека». Православные христиане верят, что вместе с зачатием возникает личность, человеку даруется бессмертный образ Божий. Но это вопрос веры. 

А для неверующих, не признающих существование души, оплодотворенная яйцеклетка ничем не отличается от любой другой клетки тела. Возникновение личности они связывают с определенной степенью развития организма, в общем, в атеистической (секулярной) системе ценностей, это, как и мораль, устанавливается путем "общественного договора". Например, в Конституции РФ (основанной на "секулярных" принципах) ребенок наделяется "правами человека" с момента рождения. 

Да, если женщина хочет ребенка, то пусть она и неверующая, но она видит в зачатом эмбрионе человека. Но это на уровне чувства и сердца, эмоций. А на уровне разума - увы, нет в атеистическом мировоззрении надежной защиты нерожденного ребенка от дегуманизации (расчеловечивания). Потому что нет там твердых оснований для веры в то, что оплодотворенная яйцеклетка, или эмбрион на ранней стадии уже - человеческая личность (если  беременная женщина не хочет этого признавать). 

Но это не означает, что с неверующими нельзя дискутировать на эту тему. Можно, опираясь на такие доводы, как философский принцип исключительности человека и  уникальность зиготы, так как из неё  развивается   (если ничто не препятствует) ребенок.  Важно  также напомнить, как делает американский специалист по биоэтике Эрик Коген, что  события первой половины ХХ века уже показали, к каким трагическим последствиям  может приводить  отказ тем или иным представителям рода человеческого в праве считаться людьми [1].

Блестящие примеры  защиты человеческого достоинства и жизни нерожденных детей в опоре на научные данные о пренатальной стадии развития человека  содержатся в книге Вильяма Лайли «Плод как личность». Автором этой книги является  знаменитый перинатальный физиолог  из Новой Зеландии Вильям Лайли (William Liley) (1929 - 1983) [ 2].  Он, кстати, был атеистом. 

Лайли считается основателем современной медицины плода, он прославился многими изобретениями в данной области  (например, разработкой  методов  спасения жизни плода при тяжелых резус-конфликтах и др.). Как известно, Лайли был противником абортов и даже основал в Новой Зеландии движение в защиту жизни нерожденных детей (в связи с этим его пригласили в научную академию при Ватикане, несмотря на его атеистические взгляды). 

Вот в каких словах он описывает жизнь человека до рождения в своей работе "Плод как личность" (Liley A.W. "The Foetus as a Personality," Australian and New Zealand Journal of Psychiatry, 1972, Vol 6, р. 99).

Рис. 1. Нерожденный ребенок на 12 нед. беременности. Источник: https://www.babycenter.com/6_your-pregnancy-12-weeks_1101.bc

"Возможно мы не все доживем до старости, но все мы были в свое время плодами. И в это время у нас был ряд замечательных свойств, которые, к сожалению,  мы утратили когда стали старше. Мы были здоровыми физически и физиологически. Мы были гибкими и не ожирелыми. Наша единственная вредная привычка было  сосание пальца. И самое худшее последствие от питья жидкости было икание, а не алкоголизм....
Мы более не рассматриваем органы и физиологические функции плода (например, сердечно-сосудистую или выделительную систему), как несовершенные по сравнению со взрослым организмом, но скорее, как специфически приспособленные к тем осмотическим условиям, в которых им приходилось функционировать.
Так может быть пора  задать себе вопрос: а не должны ли мы оказать такое же уважение личности и проявлению индивидуальности плода, пусть, с нашей взрослой точки зрения, они нам и представляются  рудиментарными ?"

Но такие дискуссии требуют знаний в области биоэтики, биологии развития, генетики и т.д. и - изобретательности. Это в общем не просто. 

И вот здесь православных, вовлеченных в деятельность пролайфа, поджидает одна опасная ловушка в виде «заманчивого» «простого» пути – обратиться к доводам так называемой «перинатальной психологии». Эта эклектическая область насквозь пронизана лженаукой и оккультизмом Нью эйдж,  подробнее см. [3, 4]. 

Одним из «столпов» в перинатальной психологии считается неошаманист и «гуру» Нью эйдж Станислав Гроф. Его басни, основанные на безнравственных опытах по одурманиванию наркотиком ЛСД  близких к смерти неизлечимых больных – яркий пример лженауки, к научной психологии отношения не имеющий. Якобы бред отравленных ЛСД  людей предоставил "достоверные доказательства" о некой  сложной психической жизни в перинатальном (дородовом) периоде, начиная с зачатия и даже ранее ( подавленная память о которой раскрывалась в этих аморальных экспериментах). 

Таким образом, в  сочинениях Грофа и других теоретиков перинатальной психологии пропагандируются идеи, например, следующего рода: память взрослого человека якобы сохраняет подавленные воспоминания об эмоциональных травмах, приобретенных  во время родов и во внутриутробном периоде через мифические механизмы типа «клеточной памяти», «телепатии» и т.п. И что эти "подавленные" впечатления  определяют поведение человека. При этом демонизируются «нежеланные дети». Якобы «телепатическое воздействие» негативных мыслей матери на детей от нежеланных беременностей приводит к мифической психологической травме, начиная с самого раннего перинатального периода [3, 4]. 

Кроме опытов с ЛСД, идеологи перинатальной психологии (например, Дэвид Чемберлен)  в поддержку своих концепций (о "перинатальной памяти" и т.п.) приводят "свидетельства" людей, подвергшихся психологической обработке в секте саентологов, или "воспоминания" людей под гипнозом [5]. 

Однако подобные утверждения идеологов перинатальной психологии (Станислава Грофа, Дэвида Чемберлена, Томаса Верни, Григория Брехмана и др.) к науке никакого отношения не имеют. Идеи эти никак не доказуемы [5], в них можно только верить.  Это просто оккультизм, облаченный в наукообразную фразеологию. Эти верования за рубежом не признаются в качестве научной психологии [5], недаром придуманное Грофом направление «Трансперсональная психология» не включено в Американскую психологическую ассоциацию, подробнее см. здесь [3, 4]. 

Однако к сожалению, иногда и православные защитники жизни, обманувшись наукообразной фразеологией перинатальной психологии, прибегают к этим ложным доводам  для обоснования того, что нерожденный ребенок является личностью. 

Очевидно, что пользы от этого не может быть никакой. У неверующих «скептиков», понимающих что такое современная наука, это может вызвать только оправданные насмешки. Самим же православным это наносит большой духовный вред, так как они через это соприкасаются с оккультизмом и способствуют его пропаганде (невольно нарушая обеты таинства крещения). 

Гроф относительно мало известен и популярен на Западе. Зато в России он активно осваивает «рынок», пользуясь характерной для постсоветской России толерантностью к лженауке. Издаются пропагандирующие идеи Грофа руководства и учебники по перинатальной психологии (для студентов и аспирантов медицинских и психологических вузов, постдипломного профессионального образования и т.п.). Эти идеи превозносят в ньюэйджевском движении "natural parenting" ("естественное родительство"). И рекламируют в выросшей на этой почве  индустрии  коммерческих центров "родительской культуры", "ответственного родительства",  "естественного родительства", подготовки к "естественным родам" и т.п. [6, 7]. С этим движением связана и реклама "домашних родов" (опасных для здоровья и жизни матерей и детей), причем некоторые из таких центров для вовлечения клиентов используют псевдоправославные вывески [6, 7]. Для вовлечения беременных в домашние роды  с "духовными акушерками" женщин запугивают лженаучными страшилками  о мифической "психической родовой травме", якобы переживаемой младенцем в родах, причем особенно больничных.  Перинатальные психологи внедряются в программы по психологическому сопровождению беременных и т.п. Все это происходит с попустительства, а порой одобрения,  таких ведомств как Минздрав и Минобразования [3, 4]. Чем-то это похоже на попытки движения Рерихов внедриться в систему образования. К счастью, рериховское движение было охарактеризовано на Архиерейском соборе РПЦ 1994 г., как основанное на несовместимой с Православием оккультной идеологии [8].  Это постановление дало православным людям четкие ориентиры. Аналогично, перинатальная психология также выступает в роли троянского коня для внедрения лженауки и оккультизма в медицину и Церковь [3, 4]. Однако проблема  эта недостаточно обсуждается и замечается, в том числе православными сектоведами. 

А тем временем, если набрать ключевые слова «холотропное дыхание» и «холонавты», то с помощью поисковиков Яндекса и Гугла можно обнаружить огромное количество сайтов (см. например, рис. 2), где доверчивых россиян заманивают в страшный оккультизм грофовской "трансперсональной психологии", включая изобретенные там техники «холотропного дыхания» по «изменению сознания». 

Рис. 2.
Рис. 3. Станислав Гроф (в представлениях последователей).

Здесь для примера приведено несколько иллюстраций с сайта "Трансперсональный проект"  [9]. Этот сайт создан Владимиром Майковым, одним из наиболее активных креатур Грофа в России. Распространяет идеи и практики  Грофа ("холотропное  дыхание" и т.п.)   в России ( выдавая это за «достижение современной психологии»). 

В частности изображены «видения», которые возникают на тренингах по «холотропному дыханию» (см. рис. 4 - 6). По сути, это является и формой наркомании [3, 4].  

Рис.4.
Рис.5.
Рис.6. Источник: сайт "Трансперсональный проект" (создан креатурой Станислава Грофа в России - Владимиром Майковым). http://transpersonal.ru/

Таким образом, если православные прибегают к доводам перинатальной психологии, то они невольно могут способствовать распространению этой заразы, опасной для физического, психического и духовного здоровья [3, 4]. 

Насколько это широко распространено, можно проиллюстрировать, например, сообщением в этой ссылке "Вконтакте"  [10]. Причем эта заметка написана в связи с получением «православного гранта»

Молодая женщина-психолог рассказывает, как она стала работать в области предабортного консультирования. Для «повышения квалификации» она обратилась к изучению статей и книг «Оксаны Куценко, Галины Филипповой, и Добренькова». Все эти лица разделяют оккультные верования перинатальной психологии, так или иначе пропагандируют их [3, 4, 11, 12],  в том числе на православных сайтах [11]  (что только свидетельствует о запущенности проблемы). Вот так люди, преисполненные наилучших намерений, невольно вовлекаются в одобрение и пропаганду оккультизма. 

В эту ловушку попали и движения "За запрет абортов" и "За жизнь",   организованные на основе  АНО "Международный фестиваль социальных технологий в защиту семейных ценностей "За жизнь" ( учредитель и президент - Сергей Чесноков) [13].

Рис. 7. Митинг против абортов, организованный летом 2013 г. движением "За запрет абортов" при поддержке и участии Евразийского союза молодежи и ряда др. организаций. Источник: http://zapretabortov.livejournal.com/18930.html?thread=8434; http://evrazia.org/gal.php?id=337&pos=5

Для обоснования своей концепции «пренатального ребенка» руководители и идеологи этих  движений (Сергей Чесноков и Владимир  Потиха) в качестве одного из ведущих доводов прибегают к упомянутым выше оккультным и лженаучным идеям Грофа,  его последователя из Израиля Григория Брехмана и других  перинатальных психологов, разделяющих аналогичные взгляды [13, 14]. 

В частности, эти идеи пропагандировались на якобы «научном» (по сути псевдонаучном) симпозиуме  о «начале человеческой жизни», организованном  в рамках  фестиваля «За жизнь» 2015 г. [13, 14]. 

Для иллюстрации, на фото внизу (рис. 8): перинатальный психолог из Израиля (эмигрант из России)  Григорий  Брехман во время своего доклада  на симпозиуме "о начале жизни" (Москва,  Фестиваль "За жизнь",  гостиница "Салют", 2015 г.). Брехман рекламировал   оккультные лженаучные идеи С. Грофа, шарлатана Петра Гаряева (автора пресловутой "волновой генетики", лженаучность которой давно разоблачена научным сообществом ) и т.п. [13, 14].   

Рис. 8. Доклад Г. И. Брехмана на фестивале "За жизнь" (Москва, 2015 г.).

С помощью эзотерической волновой генетики Брехман пытался обосновать страшилки о якобы тяжелых "психических нарушениях", "криминальных наклонностях" и т.п. у детей, рожденных от "нежеланных беременностей". Не удивительно, что для демонизации детей, рожденных от  "нежеланных беременностей", Брехман прибегал к лженауке, потому что из настоящей науки ничего такого вывести не получится. Таким образом создавалась абсурдная ситуация: на конференции, в качестве главной цели которой вроде бы декларировалась "защита жизни нерожденных детей", фактически возводилась псевдонаучная база (с привлечением оккультизма) для поддержки  абортов по желанию женщины [13].

На следующей иллюстрации (рис.9): кадр из ВИДЕО, в котором заснято выступление на том же мероприятии  другого перинатального психолога -  Н. П. Коваленко, президента Российской ассоциации перинатальной психологии и медицины (РАППМ) [14].   

Рис. 9. Доклад Н. П. Коваленко на фестивале "За жизнь" (Москва, 2015 г.).

В 2017 году РАППМ (первым президентом которой был Брехман) перерегистрирована под названием Ассоциация развития перинатальной психологии и медицины (АРППМ)  «Здоровая семья» в форме НКО. Как и Брехман, Н. П. Коваленко является пропагандисткой ньюэйджевского оккультизма и лженауки под вывеской "перинатальной психологии" [ 14].  

Рис. 10. Участники фестиваля "За жизнь" 2015 г. Источник: http://kolybel-ural.ru/news/item_140-o_prolayfe_pronatalizme_i_semeynyih_tsennostyah

Несмотря на справедливую критику в СМИ лженаучного  характера этого симпозиума,  руководство  движения "За Жизнь"  продолжает  и дальше его восхвалять. 

Изданы сборники (в бумажном и электронном варианте) по материалам симпозиума, в которых представлены,  в качестве "особо ценных",  и  доклады с пропагандой  оккультных и лженаучных идей   [15, 16]. Для иллюстрации, один из таких сборников (со статьей Григория Брехмана)  показан на рис. 11:

Рис. 11. "Просветительские" материалы АНО "Фестивали за жизнь", включающие статьи лженаучного содержания.

 Выпуск  этих электронных  книг изображают,  как "большое достижение", и их распространяют по стране (см. ниже на  рис. 12  - скриншот рекламы "пролайф-посылки" от АНО "Фестивали за жизнь").  

Рис. 12. Реклама "пролайф посылок", распространяемых АНО "ЗА жизнь". Предлагаемые "просветительские" материалы включают статьи лженаучного содержания. Источник: https://elitsy.ru/communities/111502/1603377/

"Главный идеолог" фестивалей "За жизнь" Владимир Потиха также рекламирует Грофа, Брехмана  и Гаряева в сетях (например, "Вконтакте" и в своем блоге в ЖЖ) [17, 18]. Причем для подтверждения   "научных достижений" своих кумиров в области"перинатальной психологии" Потиха прибегает исключительно к доводам самой этой сомнительной области. Критика со стороны академических научных кругов, уверенно относящих подобные идеи к разряду лженауки [подробнее см.: 3, 4, 5, 13 ], полностью им игнорируется или высмеивается как "косность" и "отсталость" [17, 18]. 

Вот  так в православной среде искусственно создают миф, что «Гроф - это ученый, изучающий новые области психологии".  Но с таким же успехом в "ученые" можно было бы записать, например, любого шамана.  За прочими пертурбациями, связанными с деятельностью АНО «Фестивали За жизнь» [19, 20],  данный аспект проблемы ускользает от внимания, хотя он очень важен. 

За этим стоит еще, кстати, явление, названное на Западе "эдалтоморфизмом" (от англ. слова "adult" — взрослый) — неоправданное наделение ребенка свойствами взрослого человека, неспособность видеть своеобразия детской (в том числе перинатальной) стадии развития человека [5, 21].  

Но для того, чтобы защищать и заботиться о маленьких человеческих существах совершенно нет необходимости приписывать им свойства взрослых людей, да еще   и прибегая к лженауке Нью эйдж.    

Следует также добавить, что в 2016 г. на фестивале "За жизнь"  выступал  (в качестве "почетного гостя") с продолжительным  докладом  идеолог "естественного родительства", махровый ньюэйджер Александр Наумов [13]. ВИДЕО с его докладом фигурирует на сайте фестивалей на youtube. В нем "духовный акушер" Наумов пропагандировал опасные для жизни матери и ребенка домашние роды  [13]. 

На недоуменный вопрос, как это все согласуется с "православным имиджем" фестивалей "За жизнь" [13],  В. Потиха и С. Чесноков привычно отвечают только обвинением своих критиков в "невежестве и клевете" в отношении "доморожденского" движения, по сути уходя от ответа [ 22, 23]. Очевидно, как  и в случае продвижения оккультных и лженаучных идей перинатальной психологии, ни  С. Чесноков, ни В. Потиха (сам давний поборник домашних родов [13]) не увидели  ничего "зазорного" в предоставлении гуру "natural parenting" (сотруднику  ньюэйджевского центра "родительской культуры"  "Возрождение")  площадки фестиваля "За жизнь" для  рекламы среди православных.  

Плохо соответствуют подобные установки и вообще понятию  «пролайф» («за жизнь»). Ведь согласно последним научным данным смертность новорожденных в домашних родах выше больничной в  3-7 раз, причем наиболее высока она в случае первых родов [24, 25].

Рис. 13. Источник данных: http://medportal.ru/mednovosti/news/2014/02/04/131homebirth/

По данным опубликованного в 2014 г. широкомасштабного (14 млн. родов) исследования  в США: перинатальная смертность младенцев у женщин, впервые рожающих дома, в 7 раз выше больничной [24].

Рис. 14. Источник данных: http://www.skepticalob.com/2013/03/oregon-releases-official-homebirth-death-rates-and-they-are-hideous.html

И связано это с тем, что при любых родах есть риск непредвиденных осложнений - таков уж природный характер этого процесса, когда только неотложная медицинская помощь реанимационного или хирургического характера может спасти ребенка. И сделать это можно только в больнице, никакая домашняя акушерка (пусть даже искусная) в этом случае помочь не в состоянии. Однако Наумов не рассказывал об этих рисках в своем докладе, воспевающем домашние роды [13].

Все это весьма тревожно, в том числе, с точки зрения успешности деятельности по защите жизни. Ведь просветительская (миссионерская), законодательная и социальная работа в этой области требует определенного образования и уровня компетентности в таких направлениях, как современная биология, генетика, научная психология (и основанная на ней доказательная психотерапия), здравоохранение, биоэтика, право и др. И безусловно, способности отличить науку от опасной лженауки и оккультизма, пытающихся эксплуатировать эту область.

***

В продолжение темы см. здесь: https://yuliamass.livejournal.com/239877.html

Литература

1. Stem cells, through a religious lens. 2007. https://news.harvard.edu/gazette/story/2007/03/stem-cells-through-a-religious-lens/

2. William Liley.  https://en.wikipedia.org/wiki/William_Liley

3. Массино Ю.С. Перинатальная психология: троянский конь Нью эйдж. 2017. http://orthodoxy.ru/node/1915

4. Массино Ю.С. Лженаучная сущность перинатальной психологии. Как оккультизм проникает в медицину и Церковь. 2017. http://pravoz.ru/2017/10/23/perinatal_psychology_new_age/

5. Mercer Jean. Newborns, Emotions, and Adultomorphism: Sources of the Primal Wound Myth. 2011. http://childmyths.blogspot.ru/2011/05/newborns-emotions-and-adultomorphism.html

6. Секты начали маскироваться под курсы для беременных. Известия. 2012 г.
https://iz.ru/news/524830  

7. Итоговый документ круглого стола I Московского миссионерского съезда.  «О сектантской направленности псевдомедицинских центров подготовки к родам» — 27.01.14.  http://iriney.ru/okkultnyie/psevdo-czelitelskie/psevdo-czelitelskie/novosti-o-psevdoczelitelskix-kultax/itogovyij-dokument-kruglogo-stola-%C2%ABo-sektantskoj-napravlennosti-czentrov-podgotovki-k-rodam%C2%BB.html  

8. Определение «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме». Архиерейский собор РПЦ. 1994.  http://www.patriarchia.ru/db/text/530422.html

9. Трансперсональный проект. http://transpersonal.ru/

10. Грантовый конкурс "Православная инициатива". Интервью с руководителем проекта. 2016. https://vk.com/wall-57447733_6443

11. Куценко О. С. Аборт или рождение? Две чаши весов / Пособие для психологов и других специалистов, работающих с женщиной и ее семьей в ситуации репродуктивного выбора. СПб., 2011. – 381 с.  https://tvereparhia.ru/publikaczii/voprosy-k-pravoslavnym/16129-kutsenko-oksana-sergeevna-abort-ili-rozhdenie-dve-chashi-vesov

12. Массино Ю.С. "Перинатальная психология": ньюэйджевский оккультизм для беременных и  молодых родителей. 2016. https://yuliamass.livejournal.com/216253.html

13. Массино Ю.С. Нью эйдж на православных фестивалях "За жизнь"? 2017. http://nenadoada.ru/politika_i_vera/festivali_za_zhizn_ne_pravoslavie_a_nyu_eydzh/

14. Массино Ю.С. О распространении квазирелигиозных верований под вывеской "перинатальной психологии". 2017. https://yuliamass.livejournal.com/238974.html

15. Фундаментальные представления современной науки
о начале человеческой жизни : сб. мат-лов Межд. науч. симпозиума https://yadi.sk/d/RJlQKmYf3N2XDZ

16. Пренатальный ребенок : дайджест.  https://yadi.sk/d/w6dI3zAP3MP9HG

17. Потиха В. Клевета о фестивалях "За жизнь", родах и Нью эйдж. https://potikha.livejournal.com/17439.html

18. Массино Ю.С. По поводу пропаганды идей перинатального психолога Г. Брехмана. Ярославский религиоведческий ИКЦ. 22 ноября 2017.   https://vk.com/wall-124032427_1480

19. Массино Ю.С. Чичиковы нашего времени или развод на миллион подписей. 2018. https://yuliamass.livejournal.com/245473.html

20. Массино Ю.С. О фестивалях "За жизнь", псевдоправославных социальных проектах и черных дырах. 2018. https://yuliamass.livejournal.com/245549.html

21. Mercer J. Listen to Mama: What Newborns Learned Before Birth, and Some Implications. 2013.  https://childmyths.blogspot.ru/2013/01/listen-to-mama-what-newborns-learned.html?spref=fb

22. Потиха В. Клевета о фестивалях "За жизнь", родах и Нью эйдж. Часть 3. http://potikha.livejournal.com/17065.html

23. Противники полного запрета абортов клевещут на "Фестиваль За жизнь"? http://kolokolrussia.ru/duhovne-skrep/protivniki-polnogo-zapreta-abortov-kleveschut-na-festival-za-jizn

24. Домашние роды оказались в четыре раза опаснее больничных.2014. http://medportal.ru/mednovosti/news/2014/02/04/131homebirth/ 

25. Oregon releases official homebirth death rates, and they are hideous. 2013. http://www.skepticalob.com/2013/03/oregon-releases-official-homebirth-death-rates-and-they-are-hideous.html 


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded