yuliamass

Categories:

"ATTACHMENT THERAPY": ОПАСНОЕ ШАРЛАТАНСТВО В ДЕТСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ ИДЕТ В РОССИЮ (часть 3, окончание)

Часть 1: https://yuliamass.livejournal.com/277512.html

Часть 2: https://yuliamass.livejournal.com/277772.html

Вместе с Нэнси Томас в Москву в 2017 г. прибыли психотерапевт Кен Фрохок (Ken Frohock ) и психолог Пег Кирби (Peg Kirby), которые также являются представителями псевдонаучной «терапии привязанности» (по англ. «Attachment Therapy», сокращенно АТ). 

Они основали  НКО ( non-profit) с пышным названием "Институт привязанности Новой Англии"  ("The Institute of Attachment Therapy of  New England").  Сотрудники института, кроме   Кена Фрохока и Пег Кирби,  в 2017 г. включали еще одного или двух психотерапевтов и менеджера.  

Нэнси Томас, Кен Фрохок и Пег Кирби в Москве. 2017 г. Источник фото: http://changeonelife.ru/2017/05/23/ne-nsi-tomas-rebenok-dolzhen-by-t-lyubim-ego-nado-obnimat-i-mnogo-razgovarivat-s-nim/
Нэнси Томас, Кен Фрохок и Пег Кирби в Москве. 2017 г. Источник фото: http://changeonelife.ru/2017/05/23/ne-nsi-tomas-rebenok-dolzhen-by-t-lyubim-ego-nado-obnimat-i-mnogo-razgovarivat-s-nim/

Но дело не в размере штата. А в том, что если посмотреть материалы на сайте этого "института", то видно, что в основе "терапии", предлагаемой приемным семьям, лежит "учение"  таких "корифеев",  как Нэнси Томас (человека без высшего образования, по профессии - бывшего собачьего парикмахера) и Фостера Клайна, в терапевтическом центре которого и загубили Кандас ( http://www.attachmentnewengland.com/press.html; http://www.attachmentnewengland.com/website/support/index.html ). 

Собственно и в Россию они прибыли в качестве свиты при "миссии" Нэнси Томас.

Среди указанных на сайте "института" применяемых методов фигурирует и холдинг-терапия, проводимая руками родителей под руководством сотрудников института ("parenting holding"). Причем, как и в книге "Нэнси Томас" подчеркивается, что ребенок, которого подвергают  лженаучной "терапии", не имеет права на протест, но  обязан быть "приятным для взрослых", включая АТ-терапевтов ( http://www.attachmentnewengland.com/website/support/index.html ).

В разделе "Ресурсы" также предлагаются сочинения адептов АТ: Фостера Клайна, Нэнси Томас, Кека, Хьюгса, Велч, Рандольф .

Всем им отведены специальные страницы на сайте "Защитники детей, подвергнутых терапии" (в разделе "Поборники АТ"), созданном для разоблачения АТ ( http://www.childrenintherapy.org/proponents/index.html ).

Элизабет Рандольф - это автор того самого лженаучного опросника, не признаваемого доказательной (официальной) медициной, на основании которого Нэнси Томас и др. поборники АТ ставят свои "диагнозы" (http://www.childrenintherapy.org/proponents/randolph.html).

При этом, разумеется, не раскрывается, что АТ подвергается в США жесткой критике со стороны ведущих экспертов в области научной психологии, доказательной психотерапии и защиты детства. Из материалов сайта данной организации  этого узнать не возможно.

Здесь возникает риторический вопрос: не является ли такое одностороннее освещение применяемых "институтом" методов  введением в заблуждение потенциальных клиентов, фактически лишением права на информированное согласие перед принятием решения о терапии ? 

В интернете можно было видеть англоязычный сайт, на котором Кен Фрохок и Пег Кирби разместили объявление с просьбой жертвовать деньги на их поездку в Россию и обратно - для "спасения русских детей от реактивного нарушения привязанности" (https://www.youcaring.com/attachmentinstituteofnewenglandpegkirbykenfrohock-818701  ). Подобные объявления были размещены и на странице "института" Кена Фрохока и Пег  Кирби в фейсбуке. См. скриншоты ниже:

Для стимулирования пожертвований авторы объявления - Кен Фрохок и Пег Кирби  - не жалели красок, живописуя российские ужасы. Оказывается здесь " 90% переданных на семейное воспитание сирот из детских домов имеют глубокие повреждения" ("are disrupting"),  и наблюдается "очень высокая смертность в детских домах". 

И якобы "200 врачей в России" ждут не дождутся, когда их просветят Нэнси Томас, Кен Фрохок и Пег Кирби (cм. скриншоты выше). 

Все это, конечно, мягко говоря, фантазии… Зато на самом деле движущей силой в пропаганде и распространении АТ в России выступают некоторые проживающие в России американские евангелические миссионеры (типа неопятидесятников), связанные с Нэнси Томас, Кеном Фрохоком и Пэг Кирби (например, американка Дейна Эванс)  и группа ангажированных ими лиц (https://vk.com/wall193081218_683, http://yuliamass.livejournal.com/227954.html, http://yuliamass.livejournal.com/193554.html). 

Это лобби участвовало и в организации майской конференции  2017 г.    А ниже - рекламное объявление, размещенное на сайте "Института привязанности Новой Англии" уже после возвращения в США. Кен Фрохок и Пег Кирби благодарят жертвователей и приглашают на свою конференцию, где они собирались рассказать о поездке в Россию. 

 Но это было еще далеко не окончание истории. Похоже, все только начиналось... 

В апреле 2019 г. Кен Фрохок снова появился в Москве для проведения своих семинаров и тренингов в течении 4-х дней (с 11 по 14-е апреля). Правда на этот раз он был без Нэнси Томас и Пег Кирби,  с ним приехала сотрудница по НКО «Институт привязанности Новой Англии». 

В организации  семинаров Фрохока в Москве непосредственно участвовал известный благотворительный фонд "Арифметика добра", созданный для поддержки института приемных семей в России. Впрочем участие фонда «Арифметика добра» в продвижении этого сомнительного направления не является такой уж сильной новостью. В 2018 г. фонд уже приглашал Нэнси Томас,  Кена Фрокоха и Пег Керби в Москву для проведения семинаров (https://yuliamass.livejournal.com/246053.html) однако мероприятие по каким-то причинам отменилось. О нем остались только «следы» в виде объявлений в интернете. Также, последователи Нэнси Томас, связанные с евангелическими американскими миссионерскими организациями (например, Дейна Эванс и Эльмира Кнутсен), вели занятия для приемных родителей в клубе «Азбука приемной семьи», созданном при фонде «Арифметика добра», пропагандируя  основные идеи «родительства по Нэнси Томас» (https://yuliamass.livejournal.com/242741.html).   

Ряд программ фонда «Арифметика добра» имеет просветительскую направленность, призваны способствовать распространению среди приемных родителей научных знаний о психическом развитии детей и т.п. Тем более нелепо (и неуважительно по отношению к приемным семьям, доверяющим авторитету фонда),  что фонд «Арифметика добра» столь некритично поддержал распространение в России  псевдонаучного и потенциально опасного направления в этой сфере. 

Следует заметить, что фонд "Арифметика добра" потратил на организацию  этих семинаров и тренингов не только свои финансы, но и средства, полученные  из Фонда президентских грантов. Об этом менеджеры "Арифметики добра" не без гордости сообщают в рекламе указанных тренингов и заснятых по ним ВИДЕО. 

Представители «Института привязанности Новой Англии» при этом названы "лучшими мировыми  специалистами по травме и расстройству привязанности" (видимо предполагается, что такой  рекламе все должны  поверить на слово, без всякой проверки).  См. скрин (кадр ВИДЕО в youtube): 

Менеджеры фонда  «Арифметика добра» также не скупились на похвалы в своих приветсвенных вступлениях к семинарам, обещая слушателям, что и они сами станут «лучшими в России специалистами  по травме  и расстройству привязанности».   

В настоящее время Фонд «Арифметика добра» предлагает ВИДЕО с семинарами и тренингами Фрохока для свободного просмотра в ютубе,  рекламируя мероприятие все в тех же восторженных выражениях (https://www.facebook.com/groups/842286292479493/permalink/3911141705593921/).

Ниже для примера приведены всего два эпизода,  показывающих,  что из себя представляют «методы терапевтического родительства», которых реклама фонда "Арифметика добра" изображает "лучшими в мире". 

Вот здесь психотерапевт Кен Фрохох раскрывает свои секреты, как он способствует формированию большей «близости» приемных детей к приемным родителям (https://youtu.be/9YPRHNRCV_Y?list=PLqBJeoyXk6A90g5jSL.). По словам Фрохока, дети нередко жалуются, что родители отказывают им в их желаниях (не дают деньги и т.п.). И Фрохок дает им совет: делай вид, что тебе хочется общаться с мамой, показывай ей свое внимание. И она «растает» и сделает, все что ты хочешь. Как считает Фрохок, если ребенок или подросток начнет показывать родителям внимание из чистого расчета и  эгоизма, то он все равно «привыкнет», поймет, как это хорошо, и станет «привязанным». Как делится своим опытом  Фрохок, он  поучает детей: надо говорить матери, какая она красивая, и она и деньги даст, и что угодно сделает. «Мы не различаем «плохо и хорошо»» - заявляет Фрохок. Главное,  это добиться какого-то действия.  Вот такая «глубокая» «психотерапевтическая педагогика». 

Но ведь так можно совсем лишить детей правильных моральных ориентиров, вырастить лицемеров, манипуляторов и лжецов. И, совсем не потому, что приемные дети отроду такие, из-за «первичных травм», как внушают адепты АТ. А потому что подобные «терапевтические» методы к этому могут привести. 

Вот здесь Кен Фрохок демонстрирует используемые им приемы «мягкой» холдинг-терапии (https://youtu.be/VL3uNyIpZ6U ).

Демонстрация проходит в виде ролевой игры: некоторые участники семинара играют роль приемных родителей, одна участница, молодая женщина — исполняет роль «ребенка» (подростка). «Подростка» укладывают на колени взрослых, которые его крепко удерживают в «любящих объятиях». И терапевт начинает донимать его разговорами про «биологическую мать». Согласно ложным доктринам АТ, сироты якобы зациклены на мыслях о биологических матерях, из-за этого они не могут полюбить приемных родителей (даже, если они никогда не видели биологической матери и были усыновлены в день своего появления на свет). И вот он ведет такие специфические беседы с подростком на эту тему, что якобы «освободит ребенка от травмы». Объясняет подростку, что мать ведь имела право и аборт сделать, но родила. Пила конечно, но вроде это ребенку (судя по его внешнему виду) не повредило и т.п. , и т.д.  

По сути это вариант холдинг-терапии, хотя Фрохок и не использует этого слова. Разумеется, здесь нет и причинения физической боли, как это делали «отцы-основатели»  АТ, нарочно тыкавшие ребенка в лицо и т.п., чтобы вызвать «катарсис» при холдинге, через провоцирование беспомощной ярости. Однако и в подобном «мягком варианте» такие неестественные «обнимашки» очевидно могут вызвать резкое неприятие у реального подростка или ребенка, восприниматься как психологическое насилие (что таковым и будет, по сути).  

Подобные методы не имеют научного обоснования, эффективность такой психотерапии никто не доказал, вопреки уверениям Фрохока в обратном. При этом Фрохок убеждает, что «обычная терапия не работает с этими детьми», но зато он-то знает и умеет, как помочь. 

Хотелось бы также остановиться на еще одном интересном эпизоде этих тренингов (см.  https://youtu.be/vc27yB1e7EQ?t=4535; 1: 15 : 35 ).Здесь показано, как одна из участниц этих семинаров, видимо социальный работник, спрашивает Фрохока следующее. По её опыту, когда усыновление проходит неудачно,  и приемные родители не справляются  и отказываются от ребенка, то очень часто, при подборе другой семьи, ребенок, которому навесили диагноз  «реактивного нарушения привязанности»— превращается сразу в нормального, совершенного здорового ребенка (попадая в новую семью). Очевидно, речь идет в данном случае о навешивании диагноза какими-то ангажированными АТ психотерапевтами и попавшими под влияние этих идей родителями (в первой приемной семье). 

И эта женщина прямо спрашивает Фрохока: не происходит ли демонизация детей с помощью ложных диагнозов, в то время, как вся проблема заключалась  - в неспособности первых усыновителей нормально общаться с детьми? 

Фрохок ответил весьма уклончиво: «Могут ли быть травмы у приемных родителей? Да, могут, мы с этим работаем тоже. Может ли состояние ребенка с реактивным нарушением привязанности улучшиться при попадании в другую семью? Может, но очень редко. Тем не менее состояние ребенка может улучшиться, если у него было реактивное нарушение привязанности». 

И быстро перевел разговор на другую тему. 

Методы Фрохока, продемонстрированные на этих семинарах, были недавно подвергнуты более подробному анализу в четырех  статьях одного из ведущих американских специалистов в области детской психологии и психологии развития - проф. Джин Мерсер. 

Статьи опубликованы в известном блоге "Childmyths" , специально созданном Джин Мерсер для противодействия лженаучным направлениям ("мифам", "басням") в области детской психологии, психотерапии и т.п.

Джин Мерсер убедительно раскрывает связь терапии Фрохока с идеями и практиками АТ, показывает их псевдонаучный характер. 

Ниже приведены  ссылки на эти статьи:

https://childmyths.blogspot.com/2020/05/attachment-therapy-goes-to-russia.html

https://childmyths.blogspot.com/2020/05/more-on-attachment-therapy-in-russia.html

https://childmyths.blogspot.com/2020/05/yet-more-on-attachment-therapy-in-russia.html

https://childmyths.blogspot.com/2020/05/the-fable-of-bears-and-holding.html

Проф. Мерсер предупреждает, что это маргинальное  направление не следует путать  с  научной теорией привязанности Боулби.  Также в своих статьях Мерсер подчеркивает, что говоря об АТ, нужно иметь в виду не только отдельные конкретные методы (типа холдинг-терапии), которые могут видоизменяться, но целую систему псевдонаучных верований в отношении известных процессов психического развития и т.п. Она называет это “attachment therapy belief system” (ATBS), на русский язык это можно перевести как «система верований, лежащая в основе терапии привязанности»

Действительство, после ряда трагедий с гибелью детей от применения АТ, оказавшись под огнем критики, и боясь запрета на свою деятельность (в штата Колорадо запретили такой метод АТ, как ребефинг, а в штате Ютта - холдинг терапию), адепты АТ стали использовать более скрытную тактику для своего продвижения. В частности, идеи,  характерные для АТ («родительства по Нэнси Томас») нередко распространяют в настоящее время в завуалированном виде, когда терминология "привязанности" заменяется терминологией "травмы" (https://childmyths.blogspot.com/2015/03/trauma-new-explanation-for-everything.html), но при этом сбывают все тот же недоброкачественный продукт, основанный на псевдонаучных верованиях.

Для АТ-терапевтов в США  - это прибыльный бизнес по продвижению своих сомнительных психотерапевтичесих услуг, эксплуатирующий реальные и воображаемые проблемы с воспитанием детей в приемных семьях. Свои псевдонаучные идеи АТ-терапевты  пропагандируют на многочисленных сайтах в Интернете, в "просветительской" литературе для приемных родителей и т.п. 

В своих статьях Мерсер, в частности, подвергает критике  попытки Фрохока свести проблемы отношений приемных детей и родителей к «химиии мозга». Якобы приемные дети являются «кортизоловыми наркоманами» из-за пережитого еще в пренатальном периоде стресса и поэтому нарочно устраивают родителям скандалы, чтобы получить «дозу коризола» (налицо еще один вариант  характерной для АТ демонизации детей-сирот, «кортизоловый»).  Родители от такой жизни тоже стали «кортизолозависимыми»  (но Фрохок не объясняет, почему же  тогда им не нравятся скандалы с детьми). По  Фрохоку, для улучшения отношений в семье надо заменить кортизол  на  «гормон любви» — окситоцин, а для этого важно научиться «правильно обниматься». Не абы как, а по методике Фрохока. Мол такие крепкие «обнимашки» (чем-то напоминающие пресловутую холдинг-терапию), индуцируя секрецию окситоцина, будут давать ощущение безопасности, счастья, близости и т.п.  Все это Фрохок очень уверенно проповедовал на своих семинарах в Москве ( https://youtu.be/9YPRHNRCV_Y?list=PLqBJeoyXk6A90g5jSLnLTafN0jEhs_Vpb&t=1653, https://youtu.be/9YPRHNRCV_Y?list=PLqBJeoyXk6A90g5jSLnLTafN0jEhs_Vpb&t=1653).  

Мерсер разъясняет в своих статьях нелепость  этих воззрений с точки нейрофизологии, современных знаний о развитии ребенка, пластичности детского мозга и т.п. (https://childmyths.blogspot.com/2020/05/more-on-attachment-therapy-in-russia.html). 

Кроме того, пытаясь более наглядно донести до американских читателей (не являющихся специалистами в области нейронаук) несостоятельность подобных представлений, побудить их критически относиться к таким внушениям, в своей последней статье она даже прибегает к приему сатиры (https://childmyths.blogspot.com/2020/05/the-fable-of-bears-and-holding.html ).

Ниже приведен перевод данной статьи Мерсер, написанной в виде сатирической басни (на мой взгляд, этот предостерегающий гротеск  действительно помогает лучше  высветить и понять проблему):       

The Fable of the Bears and the Holding Therapist (Long After Aesop)

Басня о медведях и холдинг-терапевте (много позже Эзопа)

Когда-то давным-давно жил на свете один психотерапевт, практикующий холдинг-терапию. И был он был убежден, что все проблемы связаны с химией мозга; по крайней мере, так он говорил людям, которые приходили к нему за помощью. Он объявил, что может сделать много хорошего для приемных детей, и так как родители были предупреждены их агентствами по усыновлению, что у детей возможно возникнут определенные психические проблемы, многие из них обратились за помощью к психотерапевту. Хотя их дети казались здоровыми, родители боялись,  что ужасные симптомы проявятся позже. 

“Все очень просто”, - сказал родителям холдинг-терапевт.  “Ваши дети зависят от кортизола, гормона стресса. Им нравится быть напряженными, поэтому они и совершают поступки, раздражающие других людей. И поскольку вы живете с ними, вы тоже стали зависимы от кортизола.

 Хм! - сказал один из родителей. “Тогда почему нам так не нравятся все те стрессы, которые вызывают у нас дети? “Вы только думаете, что вам это не нравится, - ответил психотерапевт. - На самом деле вам и детям нужно исправить химию вашего мозга, и я исправлю ее, показав вам, как правильно обниматься. Это переключит ваш мозг с кортизола на окситоцин. Окситоцин — это гормон любви, и он сделает ваших детей привязанными к вам, и вы все будете счастливы.”

Затем психотерапевт отправился домой пешком через лес. Он был доволен своей дневной работой. Но через некоторое время он наткнулся на медведицу-мать и двух ее детенышей. Мать-медведица ела малину с одной стороны тропинки, а детеныши - ежевику с другой. Как только психотерапевт подошел ближе, медведица-мать громко зарычала, и детеныши тоже зарычали своими писклявыми голосами. 

Холдинг-психотерапевт не испугался, потому что знал, как заменить их кортизол на окситоцин. 

«Смотри! - сказал он медведице-матери. “Я покажу вам, как обнимать своих детенышей, и тогда вы все будете счастливы и полны любви».  И он направился к детенышам. Мать-медведица сбила его с ног одним ударом своей мохнатой лапы, и медведи съели его целиком, кроме зубов и пуговиц. Детеныши по очереди надевали его очки. Все они были очень сыты, счастливы и любили друг друга.

Так что психотерапевт был совершенно прав, он действительно знал, как заменить кортизол окситоцином, но эта информация уже не была ему  очень полезна. К несчастью, он забыл, что высокий уровень окситоцина у матери-медведицы делает ее  очень агрессивной по отношению к другим, как и очень любящей своих детенышей. Кроме того, медведи были голодны, поэтому их поведение зависело много от чего, а не просто  от гормонов стресса.

Мораль сей басни такова: гормоны и поведение гораздо сложнее, чем вам говорят холдинг-терапевты.

Вот иллюстрация к этой басне:  https://en.wikipedia.org/wiki/Morning_in_a_Pine_Forest  (картина Шишкина «Утро в сосновом лесу»). 

 ***

Однако, обсуждая данную тему, Мерсер предвидит, что «некоторые читатели могут спросить: почему вообще это все так важно? Разве люди не имеют права верить во что они хотят и делать свой выбор?»

Отвечая на возможные вопросы  подобного  рода, Мерсер говорит далее примерно следующее. Да, конечно, люди имеют право верить  во что им угодно и поступать по своему выбору. Всегда ли это позволительно делать в отношении своих детей  – это другой вопрос. 

А как быть с ситуацией, когда люди делают выбор, касающийся уже даже не своих, а чужих детей? 

Распространение дезинформации в отношении процессов развития детей и родительства имеет множество плохих последствий.  Одно из них, это то, что дети могут быть подвергнуты плохому обращению, и представляется вероятным, что методы Фрохока являются таки плохим обращением, как это несомненно было со старыми формами холдинга/терапии привязанности. Разумеется, Мерсер не утверждает, что Фрохок использует жестокие методы старой АТ, приводившие даже к гибели детей.  Однако, если альтернативная психотерапия и не несет непосредственной угрозы для жизни, из этого не следует, что она  эффективна  и не связана  с плохим обращением. 

Но, как подчеркивает Мерсер, такая дезинформация может иметь и другие негативные эффекты, связанные с усыновлением, менее прямого характера.  

Во-первых, родителям могут быть внушены негативные ожидания в отношении приемных детей:  они начнут верить, что  у детей непременно будут наблюдаться серьезные психические и поведенческие проблемы (расстройства), хотя это совершенно не обязательно должно иметь место. 

Эти родители, наблюдая обыкновенное детское поведение, соответствующее возрастным особенностям, могут принимать его за первые признаки серьезных проблем с психическим злоровьем и т.п.  

С другой стороны,  люди, стоящие перед выбором усыновления (приемного родительства) могут, наоборот,  посчитать,  что любые проблемы с детьми разрешимы с помощью «терапии». И они наберут  в семью больше детей, чем способны о них позаботиться и обеспечить им хороший уход и воспитание. В том числе детей с серьезными проблемами, которые никак не могут быть решены методами, пропагандируемыми Фрохоком и другими адептами АТ (речь, конечно, не только о нем).  Родители могут напрасно потратить время и средства на заведомо неэффективную, псевдонаучную терапию, лишив ребенка настоящей квалифицированной помощи.   

Как сообщается в пострелизах последних семинаров  и тренингов  Фрохока в Москве, на них присутствовало около 400 участников из разных регионов России: приемных родителей, социальных работников, волонтеров НКО и  психологов, помогающих таким семьям. Люди доверчиво внимали заграничному «светилу», разрекламированному респектабельным фондом, в качестве «лучшего мирового специалиста». Солидности добавляло и упоминание в рекламе «президентских грантов». И  понеслась по просторам России молва о фейковых диагнозах АТ и  диковинной терапии: 

«Слухом земля полнится». «Не всякому слуху верь» (русские народные пословицы). 

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Хотелось бы все же надеяться, что в России поймут, какую опасность для приемных родителей и детей представляют идеи и методы АТ ("родительства по Нэнси Томас"). 

Представители АТ  уже давно пытаются  закрепиться на «рынке приемных семей» России со своими «психотерапевтическими услугами» сомнительного качества.

Ведь АТ-терапия - это еще и бизнес. Индустрия "терапевтических" услуг, "терапевтических лагерей", семинаров и тренингов, распространения ВИДЕО, книг и других материалов.

Так, еще в 2013 г. намечался "десант" группы АТ-терапевтов во главе с Рональдом  Федеричи (того же вида деятель, что и Нэнси Томас) на конференцию по проблемам семьи в МГППУ. 

Рональд Федеричи даже напрашивался в «советники российского правительства» в социальной сфере, связанной с детьми-сиротами. Он об этом открыто заявлял в опубликованном в СМИ интервью. К счастью, в 2013 г. их приезд на конференцию в МГППУ в качестве «почетных гостей» так и не состоялся по неизвестным причинам (хотя их имена уже значились в программе). 

Об этой старой планировавшейся вылазке 2013 г. сказано в следующих ссылках (привожу их для полноты картины): 

1. Сомнительная конференция по "семейной политике". Представители психокульта "Attachment Therapy" и крупнейшего центра неопятидесятников (харизматов) в США приглашены в Москву для обсуждения "проблем детства и семьи"
http://yuliamass.livejournal.com/128702.html

2. О жестоких интервенциях Рональда Федеричи (Ronald Federici) в отношении детей-сирот. http://yuliamass.livejournal.com/126547.html 

Кстати, еще в 2012 (после первого «десанта» Нэнси Томас в России – для проведения конференции «Вперед к успешной жизни» в Екатеринбурге) я как-то пожаловалась в комментарии на американском форуме (где как раз критически разбирали идеи и методы Нэнси Томас) на признаки проникновения "вирусов" АТ и к нам.

И доброжелательный американец написал примерно такой комментарий в ответ: «надеюсь, в России поймут, что это сродни терроризму, причем проникающему под обличьем в котором его трудно распознать».

Еще был такой комментарий от другого американца: «Безобразие! Это сродни сбыту в другие страны каких-то заведомо ядовитых продуктов под обманчивыми вывесками».
***
В заключение хотелось бы особо сказать о важности разработки научной теории привязанности (в противовес лженаучным направлениям в этой области) для семейной политики и развития социальной службы в России. 

Феномен привязанности отражает важные закономерности в развитии психики человека. Эти процессы существуют независимо от того, разработаны научные теории описывающие их или нет. Однако научная теория позволяет понять эти законы, и предотвратить какие-то ошибки, приводящие искажению нормального психического развития.

На Западе такое большое значение придается открытию этих законов, что уже начали говорить что сейчас наступила «эпоха привязанности» ( Мерсер Д.  Что такое привязанность? Эмоциональное развитие, родительство, уход за детьми/ Пер. с англ. М.: Когито-Центр,  2019). 

Использование этих законов имеет большое влияние и на социальную политику. Собственно, многие изменения в социальной сфере, например, отказ от детских домов, с заменой их на фостерные и приемные семьи, обусловлен открытиями Боулби.

С другой стороны, это принесло новые проблемы, по новому выявило феномен привязанности, и тем самым еще более стимулировало развитие соответствующих разделов научной психологии.

Однако параллельно возникло лженаучное направление "Аttachment Therapy" (АТ) (так называемая "терапия привязанности"), паразитирующее и на естественном явлении привязанности, и его научных исследованиях.

В СССР, судя по всему научная теория привязанности и её значение не были замечены и должным образом оценены в педагогике, детской психологии, психиатрии и социальных науках.

В результате, образовался некий вакуум в этой сфере, и после конца СССР эта сфера стала  легко заполняться ложным направлением АТ, а также профанной психологией, где научная теория привязанности смешана с ложными идеями, близкими к концепциям АТ. Особенно удобные условия для этого сложились после того, как и в нашей стране перешли к политике деинституализации (отказу от детских домов с заменой их на систему приемных семей).

Сталкиваясь с объективными сложностями в воспитании приемных детей, особенно при создании мега-семей с большим количеством воспитанников (что поощрялось), приемные родители начали искать ответы на возникшие проблемы, в том числе в интернете, а им уже сложившееся лобби АТ услужливо подсовывает этот негодный товар. Более того, это может происходить на курсах приемных родителей, конференциях и т.п.

Но,  если научная теория привязанности и базирующиеся на ней терапевтические подходы,  могут помочь в решении каких-то проблем, то лженаучные, по мере погружения в них, только усугубят их, а худшем случае могут привести к трагедиям.

При обращении к АТ, с одной стороны,  на здорового ребенка с помощью псевдонаучных опросников навешивают ложный диагноз и  стигматизируют. А с другой стороны, если у ребенка существуют реальные серьезные проблемы с поведением, психическим здоровьем и развитием,  то ему также будет поставлен заведомо ложный диагноз. И вместо получения своевременной помощи при обращении к морально и научно оправданной (доказательной) психотерапии, ребенок станет мишенью не только бесполезных, но и потенциально   опасных и вредных экспериментов.

Возможно, что и в России уже есть серьезные специалисты, разрабатывающие научную теорию привязанности. Но, к сожалению, не видно проявления их интереса и внимания к теме приемных семей и т.п, где собственно на практике могли бы прилагаться эти знания.

Поэтому ситуация в нашей стране в этой сфере выглядит так, как если бы начали развивать атомную промышленность, и вместо законов физики за основу взяли бы какие-нибудь ньюэйджевские фантазии типа «квантового мистицизма». При полном равнодушии и оглушительном молчании настоящих ученых. 

 Хотелось бы все же надеяться, что ученые и специалисты в области научной психологии и доказательной психотерапии заметят существующую проблему (в данном случае, связанную с насаждением АТ) и помогут приемным семьям  отличить настоящие знание в этой сфере от опасных подделок, способных искалечить институт приемных семей в России.

***********
Подробнее об Аttachment Therapy” (и, в частности, «родительстве по Нэнси Томас», как одного из основных направлений АТ), см. также  здесь:

На русск.:

1. Документальный фильм журналистки Жанны Агалаковой о терапии привязанности, с интервью известных экспертов из США (показан в 2013 г. на Первом канале). https://www.1tv.ru/news/2013-03-03/69991-v_ssha_stanovitsya_vsyo_bolshe_storonnikov_terapii_vosstanovleniya_privyazannosti

Проблема также подробно рассмотрена в певеденной на русск. язык и изданной в России в 2019 г. известной книге проф. Джин Мерсер:

2. Мерсер Джин. Что такое привязанность? Эмоциональное развитие, родительство, уход за детьми/ Пер. с англ. — М.: Когито-Центр,  2019. — 282 с.

3. Кремнева Л.Ф., Козловская Г.В., Иванов М.В., Крылатова Т.А.
Опасные методы в детской психотерапии. Психическое здоровье. 2016. Т.14. № 5 (120). С. 29 – 35.
https://www.researchgate.net/profile/Michael_Ivanov2/publication/318420466_Opasnye_metody_v_detskoj_psihoterapii/links/59688d38a6fdcc18ea6daf55/Opasnye-metody-v-detskoj-psihoterapii.pdf

4. Панина С. Терапия привязыванием
https://lual.livejournal.com/349189.html

На англ.:

5. Allen B. (2016). A RADical idea: a call to eliminate “attachment disorder” and “attachment therapy” from the clinical lexicon. Evidence-Based Practice in Child and Adolescent Mental Health, V. 1. No 1. P.  60.
http://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/23794925.2016.1172945
http://sciences.ucf.edu/psychology/childrenslearningclinic/wp-content/uploads/sites/91/2013/08/Allen-2016-Attachment-Disorder-critique.pdf

6.  Joyce К.  (2015) The worst adoption therapy in the world. http://www.thedailybeast.com/the-worst-adoption-therapy-in-the-world

7. Mercer J. International concern about Holding Therapy. Research on Social Work Practice. 2014, Vol. 24. No 2. P. 188-191. http://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.1177/1049731513497518

8. Mercer, J. Conventional and Unconventional Perspectives on Attachment and Attachment Problems: Comparisons and Implications, 2006–2016. Child Adolesc Soc Work J (2017).
https://doi.org/10.1007/s10560-017-0511-7 

9. Report of the APSAC Task Force on Attachment Therapy, Reactive Attachment Disorder, and Attachment Problems
http://depts.washington.edu/hcsats/PDF/AttachmentTaskForceAPSAC.pdf
https://www.ncjrs.gov/App/Publications/abstract.aspx?ID=237587

10. Victims of Attachment Therapy and its Parenting Methods http://www.childrenintherapy.org/victims/victims.html?


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.