yuliamass

Categories:

"ATTACHMENT THERAPY": ОПАСНОЕ ШАРЛАТАНСТВО В ДЕТСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ ИДЕТ В РОССИЮ (часть 3, окончание)

Часть 1: https://yuliamass.livejournal.com/277512.html

Часть 2: https://yuliamass.livejournal.com/277772.html

Вместе с Нэнси Томас в Москву в 2017 г. прибыли психотерапевт Кен Фрохок (Ken Frohock ) и психолог Пег Кирби (Peg Kirby), которые также являются представителями псевдонаучной «терапии привязанности» (по англ. «Attachment Therapy», сокращенно АТ). 

Они основали  НКО ( non-profit) с пышным названием "Институт привязанности Новой Англии"  ("The Institute of Attachment of  New England").  Сотрудники института, кроме   Кена Фрохока и Пег Кирби,  в 2017 г. включали еще одного или двух психотерапевтов и менеджера.  

Нэнси Томас, Кен Фрохок и Пег Кирби в Москве. 2017 г. Источник фото: http://changeonelife.ru/2017/05/23/ne-nsi-tomas-rebenok-dolzhen-by-t-lyubim-ego-nado-obnimat-i-mnogo-razgovarivat-s-nim/
Нэнси Томас, Кен Фрохок и Пег Кирби в Москве. 2017 г. Источник фото: http://changeonelife.ru/2017/05/23/ne-nsi-tomas-rebenok-dolzhen-by-t-lyubim-ego-nado-obnimat-i-mnogo-razgovarivat-s-nim/

Но дело не в размере штата. А в том, что если посмотреть материалы на сайте этого "института", то видно, что в основе "терапии", предлагаемой приемным семьям, лежит "учение"  таких "корифеев",  как Нэнси Томас (человека без высшего образования, по профессии - бывшего собачьего парикмахера) и Фостера Клайна, в терапевтическом центре которого и загубили Кандас ( http://www.attachmentnewengland.com/press.html; http://www.attachmentnewengland.com/website/support/index.html ). 

Собственно и в Россию они прибыли в качестве свиты при "миссии" Нэнси Томас.

Среди указанных на сайте "института" применяемых методов фигурирует и холдинг-терапия, проводимая руками родителей под руководством сотрудников института ("parenting holding"). Причем, как и в книге Нэнси Томас  подчеркивается, что ребенок, которого подвергают  лженаучной "терапии", не имеет права на протест, но  обязан быть "приятным для взрослых", включая АТ-терапевтов ( http://www.attachmentnewengland.com/website/support/index.html ).

В разделе "Ресурсы" также предлагаются сочинения адептов АТ: Фостера Клайна, Нэнси Томас, Кека, Хьюгса, Велч, Рандольф .

Всем им отведены специальные страницы на сайте "Защитники детей, подвергнутых терапии" (в разделе "Поборники АТ"), созданном для разоблачения АТ ( http://www.childrenintherapy.org/proponents/index.html ).

Элизабет Рандольф - это автор того самого лженаучного опросника, не признаваемого доказательной (официальной) медициной, на основании которого Нэнси Томас и др. поборники АТ ставят свои "диагнозы" (http://www.childrenintherapy.org/proponents/randolph.html).

При этом, разумеется, не раскрывается, что АТ подвергается в США жесткой критике со стороны ведущих экспертов в области научной психологии, доказательной психотерапии и защиты детства. Из материалов сайта данной организации  этого узнать не возможно.

Здесь возникает риторический вопрос: не является ли такое одностороннее освещение применяемых "институтом" методов  введением в заблуждение потенциальных клиентов, фактически лишением права на информированное согласие перед принятием решения о терапии ? 

В интернете можно было видеть англоязычный сайт, на котором Кен Фрохок и Пег Кирби разместили объявление с просьбой жертвовать деньги на их поездку в Россию  - для "спасения русских детей от реактивного нарушения привязанности". Подобные объявления были размещены и на странице "института" Кена Фрохока и Пег  Кирби в фейсбуке. См. скриншоты ниже:

Для стимулирования пожертвований авторы объявления - Кен Фрохок и Пег Кирби  - не жалели красок, живописуя российские ужасы. Оказывается здесь " 90% переданных на семейное воспитание сирот из детских домов имеют глубокие повреждения" ("are disrupting"),  и наблюдается "очень высокая смертность в детских домах". 

И якобы "200 врачей в России" ждут не дождутся, когда их просветят Нэнси Томас, Кен Фрохок и Пег Кирби (cм. скриншоты выше). 

Все это, конечно, мягко говоря, фантазии… На самом деле движущей силой в пропаганде и распространении АТ в России выступают некоторые проживающие в России американские евангелические миссионеры (типа неопятидесятников), связанные с Нэнси Томас, Кеном Фрохоком и Пэг Кирби (например, американка Дейна Эванс)  и группа ангажированных ими лиц (http://yuliamass.livejournal.com/227954.html). 

Это лобби участвовало и в организации майской конференции  2017 г.    А ниже - рекламное объявление, размещенное на сайте "Института привязанности Новой Англии" уже после возвращения в США. Кен Фрохок и Пег Кирби благодарят жертвователей и приглашают на свою конференцию, где они собирались рассказать о поездке в Россию. 

 Но это было еще далеко не окончание истории. Похоже, все только начиналось... 

В апреле 2019 г. Кен Фрохок снова появился в Москве для проведения своих семинаров и тренингов в течении 4-х дней (с 11 по 14-е апреля). Правда на этот раз он был без Нэнси Томас и Пег Кирби,  с ним приехала сотрудница по НКО «Институт привязанности Новой Англии». 

В организации  семинаров Фрохока в Москве в 2019 г. непосредственно участвовал известный благотворительный фонд "Арифметика добра", созданный для поддержки института приемных семей в России. Впрочем участие фонда «Арифметика добра» в продвижении этого сомнительного направления не является такой уж сильной новостью. В 2018 г. фонд уже приглашал Нэнси Томас,  Кена Фрокоха и Пег Керби в Москву для проведения семинаров (https://yuliamass.livejournal.com/246053.html) однако мероприятие по каким-то причинам отменилось. О нем остались только «следы» в виде объявлений в интернете. Также, последователи Нэнси Томас, связанные с евангелическими американскими миссионерскими организациями (например, Дейна Эванс и Эльмира Кнутсен), вели занятия для приемных родителей в клубе «Азбука приемной семьи», созданном при фонде «Арифметика добра», пропагандируя  основные идеи «родительства по Нэнси Томас» (https://yuliamass.livejournal.com/242741.html).   

Ряд программ фонда «Арифметика добра» имеет просветительскую направленность, призваны способствовать распространению среди приемных родителей научных знаний о психическом развитии детей и т.п. Тем более нелепо (и неуважительно по отношению к приемным семьям, доверяющим авторитету фонда),  что фонд «Арифметика добра» столь некритично поддержал распространение в России  псевдонаучного и потенциально опасного направления в этой сфере. 

Следует заметить, что фонд "Арифметика добра" потратил на организацию  этих семинаров и тренингов не только свои финансы, но и средства, полученные  из Фонда президентских грантов. Об этом менеджеры "Арифметики добра" не без гордости сообщают в рекламе указанных тренингов и заснятых по ним ВИДЕО. 

Представители «Института привязанности Новой Англии» при этом названы "лучшими мировыми  специалистами по травме и расстройству привязанности" (видимо предполагается, что такой  рекламе все должны  поверить на слово, без всякой проверки).  См. скрин (кадр ВИДЕО https://youtu.be/vc27yB1e7EQ): 

Менеджеры фонда  «Арифметика добра» также не скупились на похвалы в своих приветсвенных вступлениях к семинарам, обещая слушателям, что и они сами станут «лучшими в России специалистами  по травме  и расстройству привязанности».   

В настоящее время Фонд «Арифметика добра» предлагает обширную серию ВИДЕО с семинарами и тренингами Фрохока для свободного просмотра в ютубе,  рекламируя мероприятие все в тех же восторженных выражениях (https://www.facebook.com/groups/842286292479493/permalink/3911141705593921/).

Ниже для примера приведены всего два эпизода,  показывающих,  что из себя представляют «методы терапевтического родительства», которых реклама фонда "Арифметика добра" изображает "лучшими в мире". 

Вот здесь психотерапевт Кен Фрохох раскрывает свои секреты, как он способствует формированию большей «близости» приемных детей к приемным родителям (https://youtu.be/9YPRHNRCV_Y?list=PLqBJeoyXk6A90g5jSL.). По словам Фрохока, дети нередко жалуются, что родители отказывают им в их желаниях (не дают деньги и т.п.). И Фрохок дает им совет: делай вид, что тебе хочется общаться с мамой, показывай ей свое внимание. И она «растает» и сделает, все что ты хочешь. Как считает Фрохок, если ребенок или подросток начнет показывать родителям внимание из чистого расчета и  эгоизма, то он все равно «привыкнет», поймет, как это хорошо, и станет «привязанным». Как делится своим опытом  Фрохок, он  поучает детей: надо говорить матери, какая она красивая, тогда мама и деньги даст, и что угодно сделает. «Мы не различаем «плохо и хорошо» - заявляет Фрохок. Главное — добиться какого-то действия.  Вот такая «глубокая» «психотерапевтическая педагогика». 

Но ведь так можно совсем лишить детей правильных моральных ориентиров, вырастить лицемеров, манипуляторов и лжецов. И, совсем не потому, что приемные дети отроду такие, из-за «первичных травм», как внушают адепты АТ. А потому что подобные «терапевтические» методы к этому могут привести. 

Вот здесь Кен Фрохок демонстрирует используемые им приемы «мягкой» холдинг-терапии (https://youtu.be/VL3uNyIpZ6U ).

Демонстрация проходит в виде ролевой игры: некоторые участники семинара играют роль приемных родителей, одна участница, молодая женщина — исполняет роль «ребенка» (подростка). «Подростка» укладывают на колени взрослых, крепко удерживающих его в «любящих объятиях». И терапевт начинает донимать его разговорами про «биологическую мать». Согласно ложным доктринам АТ, сироты якобы зациклены на мыслях о биологических матерях, что не дает им полюбить приемных родителей (даже, если они никогда не видели биологической матери и были усыновлены в день своего появления на свет). И вот Фрохок ведет такие специфические беседы с подростком на эту тему, что якобы «освободит ребенка от травмы». Объясняет подростку, что мать ведь имела право и аборт сделать, но родила. Пила конечно, но вроде это ребенку (судя по его внешнему виду) не повредило и т.п. , и т.д.  

По сути это вариант холдинг-терапии, хотя Фрохок и не использует этого слова. Разумеется, здесь нет и причинения физической боли, как это делали «отцы-основатели»  АТ, нарочно тыкавшие ребенка в лицо и т.п., чтобы вызвать «катарсис» при холдинге, через провоцирование беспомощной ярости. Однако и в подобном «мягком варианте» такие неестественные «обнимашки» очевидно могут вызвать резкое неприятие у реального подростка или ребенка, восприниматься как психологическое насилие (что таковым и будет, по сути).  

Подобные методы не имеют научного обоснования, эффективность такой психотерапии никто не доказал, вопреки уверениям Фрохока в обратном. При этом Фрохок убеждает, что «обычная терапия не работает с этими детьми», но зато он-то знает и умеет, как помочь. 

Хотелось бы также остановиться на еще одном интересном эпизоде этих тренингов (см.  https://youtu.be/vc27yB1e7EQ?t=4535; 1: 15 : 35 ).Здесь показано, как одна из участниц этих семинаров, видимо социальный работник, спрашивает Фрохока следующее. По её опыту, когда усыновление проходит неудачно,  и приемные родители не справляются  и отказываются от ребенка, то очень часто, при подборе другой семьи, ребенок, которому навесили диагноз  «реактивного нарушения привязанности»— превращается сразу в нормального, совершенного здорового ребенка (попадая в новую семью). Очевидно, речь идет в данном случае о навешивании диагноза какими-то ангажированными АТ психотерапевтами и попавшими под влияние этих идей родителями (в первой приемной семье). 

И эта женщина прямо спрашивает Фрохока: не происходит ли демонизация детей с помощью ложных диагнозов, в то время, как вся проблема заключалась  - в неспособности первых усыновителей нормально общаться с детьми? 

Фрохок ответил весьма уклончиво: «Могут ли быть травмы у приемных родителей? Да, могут, мы с этим работаем тоже. Может ли состояние ребенка с реактивным нарушением привязанности улучшиться при попадании в другую семью? Может, но очень редко. Тем не менее состояние ребенка может улучшиться, если у него было реактивное нарушение привязанности». И быстро перевел разговор на другую тему. 

Методы Фрохока, продемонстрированные на этих семинарах, были недавно подвергнуты более подробному анализу в четырех  статьях одного из ведущих американских специалистов в области психологии развития - проф. Джин Мерсер. 

Статьи опубликованы в известном блоге "Childmyths" , специально созданном Джин Мерсер для противодействия лженаучным направлениям ( "басням") в области детской психологии, психотерапии и т.п.

Джин Мерсер убедительно раскрывает связь терапии Фрохока с идеями и практиками АТ, показывает их псевдонаучный характер. 

Ниже приведены  ссылки на эти статьи:

https://childmyths.blogspot.com/2020/05/attachment-therapy-goes-to-russia.html

https://childmyths.blogspot.com/2020/05/more-on-attachment-therapy-in-russia.html

https://childmyths.blogspot.com/2020/05/yet-more-on-attachment-therapy-in-russia.html

https://childmyths.blogspot.com/2020/05/the-fable-of-bears-and-holding.html

Проф. Мерсер предупреждает, что это маргинальное  направление не следует путать  с  научной теорией привязанности Боулби.  Также в своих статьях Мерсер подчеркивает, что говоря об АТ, нужно иметь в виду не только отдельные конкретные методы (типа холдинг-терапии), которые могут видоизменяться, но целую систему псевдонаучных верований в отношении известных процессов психического развития и т.п. Она называет это “attachment therapy belief system” (ATBS), на русский язык это можно перевести как «система верований, лежащая в основе терапии привязанности»

Действительство, после ряда трагедий с гибелью детей от применения АТ, оказавшись под огнем критики, и боясь запрета на свою деятельность (в штата Колорадо запретили такой метод АТ, как ребефинг, а в штате Ютта - холдинг терапию), адепты АТ стали использовать более скрытную тактику для своего продвижения. В частности, идеи,  характерные для АТ («родительства по Нэнси Томас») нередко распространяют в настоящее время в завуалированном виде, когда терминология "нарушений привязанности" заменяется терминологией "травмы" (https://childmyths.blogspot.com/2015/03/trauma-new-explanation-for-everything.html), но при этом сбывают все тот же недоброкачественный продукт, основанный на псевдонаучных верованиях.

Для АТ-терапевтов в США  - это прибыльный бизнес по продвижению своих сомнительных психотерапевтичесих услуг, эксплуатирующий реальные и воображаемые проблемы с воспитанием детей в приемных семьях. Свои псевдонаучные идеи АТ-терапевты  пропагандируют на многочисленных сайтах в Интернете, в "просветительской" литературе для приемных родителей и т.п. 

В своих статьях Мерсер, в частности, подвергает критике  попытки Фрохока свести проблемы отношений приемных детей и родителей к «химиии мозга». Якобы приемные дети являются «кортизоловыми наркоманами» из-за пережитого еще в перинатальном периоде стресса и поэтому нарочно устраивают родителям скандалы, чтобы получить «дозу коризола» (налицо еще один вариант  характерной для АТ демонизации детей-сирот, «кортизоловый»).  Родители от такой жизни тоже стали «кортизолозависимыми»  (но Фрохок не объясняет, почему же  тогда им не нравятся скандалы с детьми). По  Фрохоку, для улучшения отношений в семье надо заменить кортизол  на  «гормон любви» — окситоцин, а для этого важно научиться «правильно обниматься». Не абы как, а по методике Фрохока. Мол такие крепкие «обнимашки» (чем-то напоминающие пресловутую холдинг-терапию), индуцируя секрецию окситоцина, будут давать ощущение безопасности, счастья, близости и т.п.  Все это Фрохок очень уверенно проповедовал на своих семинарах в Москве ( https://youtu.be/9YPRHNRCV_Y?list=PLqBJeoyXk6A90g5jSLnLTafN0jEhs_Vpb&t=1653, https://youtu.be/9YPRHNRCV_Y?list=PLqBJeoyXk6A90g5jSLnLTafN0jEhs_Vpb&t=1653).  

Мерсер разъясняет в своих статьях нелепость  этих воззрений с точки зрения нейрофизологии, современных знаний о развитии ребенка, пластичности детского мозга и т.п. При этом, старясь более наглядно донести до американских читателей (не являющихся специалистами в области нейронаук) несостоятельность подобных представлений, побудить их критически относиться к таким внушениям, в своей последней статье она даже прибегает для этого к приему сатиры (https://childmyths.blogspot.com/2020/05/the-fable-of-bears-and-holding.html ).

Ниже приведен перевод данной статьи Мерсер, написанной в виде сатирической басни (на мой взгляд, этот предостерегающий гротеск  действительно помогает лучше  высветить и понять проблему):       

The Fable of the Bears and the Holding Therapist (Long After Aesop)

Басня о медведях и холдинг-терапевте (много позже Эзопа)

Когда-то давным-давно жил на свете один психотерапевт, практикующий холдинг-терапию. И был он был убежден, что все проблемы связаны с химией мозга; по крайней мере, так он говорил людям, которые приходили к нему за помощью. Он объявил, что может сделать много хорошего для приемных детей, и так как родители были предупреждены их агентствами по усыновлению, что у детей возможно возникнут определенные психические проблемы, многие из них обратились за помощью к психотерапевту. Хотя их дети казались здоровыми, родители боялись,  что ужасные симптомы проявятся позже. 

“Все очень просто”, - сказал родителям холдинг-терапевт.  “Ваши дети зависят от кортизола, гормона стресса. Им нравится быть напряженными, поэтому они и совершают поступки, раздражающие других людей. И поскольку вы живете с ними, вы тоже стали зависимы от кортизола.

 Хм! - сказал один из родителей. “Тогда почему нам так не нравятся все те стрессы, которые вызывают у нас дети? “Вы только думаете, что вам это не нравится, - ответил психотерапевт. - На самом деле вам и детям нужно исправить химию вашего мозга, и я исправлю ее, показав вам, как правильно обниматься. Это переключит ваш мозг с кортизола на окситоцин. Окситоцин — это гормон любви, и он сделает ваших детей привязанными к вам, и вы все будете счастливы.”

Затем психотерапевт отправился домой пешком через лес. Он был доволен своей дневной работой. Но через некоторое время он наткнулся на медведицу-мать и двух ее детенышей. Мать-медведица ела малину с одной стороны тропинки, а детеныши - ежевику с другой. Как только психотерапевт подошел ближе, медведица-мать громко зарычала, и детеныши тоже зарычали своими писклявыми голосами. 

Холдинг-психотерапевт не испугался, потому что знал, как заменить их кортизол на окситоцин. 

«Смотри! - сказал он медведице-матери. “Я покажу вам, как обнимать своих детенышей, и тогда вы все будете счастливы и полны любви».  И он направился к детенышам. Мать-медведица сбила его с ног одним ударом своей мохнатой лапы, и медведи съели его целиком, кроме зубов и пуговиц. Детеныши по очереди надевали его очки. Все они были очень сыты, счастливы и любили друг друга.

Так что психотерапевт был совершенно прав, он действительно знал, как заменить кортизол окситоцином, но эта информация уже не была ему  очень полезна. К несчастью, он забыл, что высокий уровень окситоцина у матери-медведицы делает ее  очень агрессивной по отношению к другим, как и очень любящей своих детенышей. Кроме того, медведи были голодны, поэтому их поведение зависело много от чего, а не просто  от гормонов стресса.

Мораль сей басни такова: гормоны и поведение гораздо сложнее, чем вам говорят холдинг-терапевты.

Вот иллюстрация к этой басне:  https://en.wikipedia.org/wiki/Morning_in_a_Pine_Forest  (картина Шишкина «Утро в сосновом лесу»). 

 ***

Однако, обсуждая данную тему, Мерсер предвидит, что «некоторые читатели могут спросить: почему вообще это все так важно? Разве люди не имеют права верить во что они хотят и делать свой выбор?»

Отвечая на возможные вопросы  подобного  рода, Мерсер говорит далее примерно следующее. Да, конечно, люди имеют право верить  во что им угодно и поступать по своему выбору. Всегда ли это позволительно делать в отношении своих детей  – это другой вопрос. 

А как быть с ситуацией, когда люди делают выбор, касающийся уже даже не своих, а чужих детей? 

Распространение дезинформации в отношении процессов развития детей и родительства имеет множество плохих последствий.  Одно из них, это то, что дети могут быть подвергнуты плохому обращению, и представляется вероятным, что методы Фрохока являются таки плохим обращением, как это несомненно было со старыми формами холдинга/терапии привязанности. Разумеется, Мерсер не утверждает, что Фрохок использует жестокие методы старой АТ, приводившие даже к гибели детей.  Однако, если альтернативная психотерапия и не несет непосредственной угрозы для жизни, из этого не следует, что она  эффективна  и не связана  с плохим обращением. 

Но, как подчеркивает Мерсер, такая дезинформация может иметь и другие негативные эффекты, связанные с усыновлением, менее прямого характера.  

Во-первых, родителям могут быть внушены негативные ожидания в отношении приемных детей:  они начнут верить, что  у детей непременно будут наблюдаться серьезные психические и поведенческие проблемы (расстройства), хотя это совершенно не обязательно должно иметь место. 

Эти родители, наблюдая обыкновенное детское поведение, соответствующее возрастным особенностям, могут принимать его за первые признаки серьезных проблем с психическим злоровьем и т.п.  

С другой стороны,  люди, стоящие перед выбором усыновления (приемного родительства) могут, наоборот,  посчитать,  что любые проблемы с детьми разрешимы с помощью «терапии». И они наберут  в семью больше детей, чем способны о них позаботиться и обеспечить им хороший уход и воспитание. В том числе детей с серьезными проблемами, которые никак не могут быть решены методами, пропагандируемыми Фрохоком и другими адептами АТ (речь, конечно, не только о нем).  Родители могут напрасно потратить время и средства на заведомо неэффективную, псевдонаучную терапию, лишив ребенка настоящей квалифицированной помощи.   

Как сообщается в пострелизах последних семинаров  и тренингов  Фрохока в Москве, на них присутствовало около 400 участников из разных регионов России: приемных родителей, социальных работников, волонтеров НКО и  психологов, помогающих таким семьям. Люди доверчиво внимали заграничному «светилу», разрекламированному респектабельным фондом, в качестве «лучшего мирового специалиста». Солидности добавляло и упоминание в рекламе «президентских грантов». И  понеслась по просторам России молва о фейковых диагнозах АТ и  диковинной терапии: 

«Слухом земля полнится». «Не всякому слуху верь» (русские народные пословицы). 

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Хотелось бы все же надеяться, что в России поймут, какую опасность для приемных родителей и детей представляют идеи и методы АТ ("родительства по Нэнси Томас"). 

Представители АТ  уже давно пытаются  закрепиться на «рынке приемных семей» России со своими «психотерапевтическими услугами» сомнительного качества.

Ведь АТ-терапия - это еще и бизнес. Индустрия "терапевтических" услуг, "терапевтических лагерей", семинаров и тренингов, распространения ВИДЕО, книг и других материалов.

Так, еще в 2013 г. намечался "десант" группы АТ-терапевтов во главе с Рональдом  Федеричи (того же вида деятель, что и Нэнси Томас) на конференцию по проблемам семьи в МГППУ. 

Рональд Федеричи даже напрашивался в «советники российского правительства» в социальной сфере, связанной с детьми-сиротами. Он об этом открыто заявлял в опубликованном в СМИ интервью. К счастью, в 2013 г. их приезд на конференцию в МГППУ в качестве «почетных гостей» так и не состоялся по неизвестным причинам (хотя их имена уже значились в программе). 

Об этой старой планировавшейся вылазке 2013 г. сказано в следующих ссылках (привожу их для полноты картины): 

1. Сомнительная конференция по "семейной политике". Представители психокульта "Attachment Therapy" и крупнейшего центра неопятидесятников (харизматов) в США приглашены в Москву для обсуждения "проблем детства и семьи"
http://yuliamass.livejournal.com/128702.html

2. О жестоких интервенциях Рональда Федеричи (Ronald Federici) в отношении детей-сирот. http://yuliamass.livejournal.com/126547.html 

Кстати, еще в 2012 (после первого «десанта» Нэнси Томас в России – для проведения конференции «Вперед к успешной жизни» в Екатеринбурге) я как-то пожаловалась в комментарии на американском форуме (где как раз критически разбирали идеи и методы Нэнси Томас) на признаки проникновения "вирусов" АТ и к нам.

И доброжелательный американец написал примерно такой комментарий в ответ: «надеюсь, в России поймут, что это сродни терроризму, причем проникающему под обличьем в котором его трудно распознать».

Еще был такой комментарий от другого американца: «Безобразие! Это сродни сбыту в другие страны каких-то заведомо ядовитых продуктов под обманчивыми вывесками».
***
В заключение хотелось бы особо сказать о важности разработки научной теории привязанности (в противовес лженаучным направлениям в этой области) для семейной политики и развития социальной службы в России. 

Феномен привязанности отражает важные закономерности в развитии психики человека. Эти процессы существуют независимо от того, разработаны научные теории описывающие их или нет. Однако научная теория позволяет понять эти законы, и предотвратить какие-то ошибки, приводящие искажению нормального психического развития.

На Западе такое большое значение придается открытию этих законов, что уже начали говорить что сейчас наступила «эпоха привязанности» ( Мерсер Д.  Что такое привязанность? Эмоциональное развитие, родительство, уход за детьми/ Пер. с англ. М.: Когито-Центр,  2019). 

Использование этих законов имеет большое влияние и на социальную политику. Собственно, многие изменения в социальной сфере, например, отказ от детских домов, с заменой их на фостерные и приемные семьи, обусловлен открытиями Боулби.

С другой стороны, это принесло новые проблемы, по новому выявило феномен привязанности, и тем самым еще более стимулировало развитие соответствующих разделов научной психологии.

Однако параллельно возникло лженаучное направление "Аttachment Therapy" (АТ) (так называемая "терапия привязанности"), паразитирующее и на естественном явлении привязанности, и его научных исследованиях.

В СССР, судя по всему научная теория привязанности и её значение не были замечены и должным образом оценены в педагогике, детской психологии, психиатрии и социальных науках.

В результате, образовался некий вакуум в этой сфере, и после конца СССР эта сфера стала  легко заполняться ложным направлением АТ, а также профанной психологией, где научная теория привязанности смешана с ложными идеями, близкими к концепциям АТ. Особенно удобные условия для этого сложились после того, как и в нашей стране перешли к политике деинституализации (отказу от детских домов с заменой их на систему приемных семей).

Сталкиваясь с объективными сложностями в воспитании приемных детей, особенно при создании мега-семей с большим количеством воспитанников (что поощрялось), приемные родители начали искать ответы на возникшие проблемы, в том числе в интернете, а им уже сложившееся лобби АТ услужливо подсовывает этот негодный товар. Более того, это может происходить на курсах приемных родителей, конференциях и т.п.

Но,  если научная теория привязанности и базирующиеся на ней терапевтические подходы,  могут помочь в решении каких-то проблем, то лженаучные, по мере погружения в них, только усугубят их, а худшем случае могут привести к трагедиям.

При обращении к АТ, с одной стороны,  на здорового ребенка с помощью псевдонаучных опросников навешивают ложный диагноз и  стигматизируют. А с другой стороны, если у ребенка существуют реальные серьезные проблемы с поведением, психическим здоровьем и развитием,  то ему также будет поставлен заведомо ложный диагноз. И вместо получения своевременной помощи при обращении к морально и научно оправданной (доказательной) психотерапии, ребенок станет мишенью не только бесполезных, но и потенциально   опасных и вредных экспериментов.

Возможно, что и в России уже есть серьезные специалисты, разрабатывающие научную теорию привязанности. Но, к сожалению, не видно проявления их интереса и внимания к теме приемных семей и т.п, где собственно на практике могли бы прилагаться эти знания.

Поэтому ситуация в нашей стране в этой сфере выглядит так, как если бы начали развивать атомную промышленность, и вместо законов физики за основу взяли бы какие-нибудь ньюэйджевские фантазии типа «квантового мистицизма». При полном равнодушии и оглушительном молчании настоящих ученых. 

 Хотелось бы все же надеяться, что ученые и специалисты в области научной психологии и доказательной психотерапии заметят существующую проблему (в данном случае, связанную с насаждением АТ) и помогут приемным семьям  отличить настоящие знание в этой сфере от опасных подделок, способных искалечить институт приемных семей в России.

***********
Подробнее об «Аttachment Therapy» (и, в частности, «родительстве по Нэнси Томас», как одного из основных направлений АТ), см. также  здесь:

На русск.:

1. Документальный фильм журналистки Жанны Агалаковой о терапии привязанности, с интервью известных экспертов из США (показан в 2013 г. на Первом канале). https://www.1tv.ru/news/2013-03-03/69991-v_ssha_stanovitsya_vsyo_bolshe_storonnikov_terapii_vosstanovleniya_privyazannosti

Проблема также подробно рассмотрена в певеденной на русск. язык и изданной в России в 2019 г. известной книге проф. Джин Мерсер:

2. Мерсер Джин. Что такое привязанность? Эмоциональное развитие, родительство, уход за детьми/ Пер. с англ. — М.: Когито-Центр,  2019. — 282 с.

3. Кремнева Л.Ф., Козловская Г.В., Иванов М.В., Крылатова Т.А.
Опасные методы в детской психотерапии. Психическое здоровье. 2016. Т.14. № 5 (120). С. 29 – 35.
https://www.researchgate.net/profile/Michael_Ivanov2/publication/318420466_Opasnye_metody_v_detskoj_psihoterapii/links/59688d38a6fdcc18ea6daf55/Opasnye-metody-v-detskoj-psihoterapii.pdf

4. Панина С. Терапия привязыванием
https://lual.livejournal.com/349189.html

На англ.:

5. Allen B. (2016). A RADical idea: a call to eliminate “attachment disorder” and “attachment therapy” from the clinical lexicon. Evidence-Based Practice in Child and Adolescent Mental Health, V. 1. No 1. P.  60.
http://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/23794925.2016.1172945
http://sciences.ucf.edu/psychology/childrenslearningclinic/wp-content/uploads/sites/91/2013/08/Allen-2016-Attachment-Disorder-critique.pdf

6.  Joyce К.  (2015) The worst adoption therapy in the world. http://www.thedailybeast.com/the-worst-adoption-therapy-in-the-world

7. Mercer J. International concern about Holding Therapy. Research on Social Work Practice. 2014, Vol. 24. No 2. P. 188-191. http://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.1177/1049731513497518

8. Mercer, J. Conventional and Unconventional Perspectives on Attachment and Attachment Problems: Comparisons and Implications, 2006–2016. Child Adolesc Soc Work J (2017).
https://doi.org/10.1007/s10560-017-0511-7 

9. Report of the APSAC Task Force on Attachment Therapy, Reactive Attachment Disorder, and Attachment Problems
http://depts.washington.edu/hcsats/PDF/AttachmentTaskForceAPSAC.pdf
https://www.ncjrs.gov/App/Publications/abstract.aspx?ID=237587

10. Victims of Attachment Therapy and its Parenting Methods http://www.childrenintherapy.org/victims/victims.html?


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded