yuliamass

Category:

О лженаучном двойнике теории привязанности: снова Attachment Therapy (часть 1)

Научная теория привязанности, основанная Боулби, в настоящее время играет большую роль в детской психологии и психотерапии, в том числе учитывается при создании приемных семей и т.п. 

В образовательных программах для подготовки приемных родителей также всегда присутствуют занятия, посвященные проблемам привязанности. Считается, что необходимо знакомить будущих родителей с основными принципами научной теории привязанности и практически важными следствиями, вытекающими из неё. Однако у этой теории есть токсичный  ложный "двойник",  подобно тому как у ценных видов грибов бывают похожие на них несъедобные или ядовитые двойники.  Это псевдонаучное направление “Attachment Therapy” (АТ), по русски «терапия привязанности», возникшее сначала в США, но теперь проникающее и в другие страны.  АТ рапространяется и в России, в том числе, через школы приемных родителей. Нередко их организаторы и тренеры сами принимают ряд идей АТ за научную теорию привязанности, и в результате приемные родители вместо получения правильных знаний в этой области  могут индокринироваться идеями АТ. 

К сожалению, в последние годы подобным образом в распространение идей АТ  вовлекаются и просветительские проекты известного благотворительного фонда «Арифметика добра» (учредитель Роман Авдеев) и связанного с ним НКО "Азбука семьи" (учред. Диана Машкова),   поддерживаемые  также из Фонда президентских грантов (1, 2, 3). 

Об этом свидетельствует, в частности, и вот такая он-лайн конференция, организуемая усилиями этой группы 11 марта 2021 г.: 

Детская психологическая травма. Спикеры: Брюс Перри, Нильс Питер Рюгаард, Стейси Ганьон, Людмила Петрановская, Диана Машкова.  https://azbukasemi.ru/books/psychology/nilyspiterry/

На сайте Агенства социальной информации, где также размещена реклама конференции, дополнительно сообщается: «Мероприятие организует социально-просветительский проект «Азбука семьи» для родителей, усыновителей, педагогов, психологов, воспитателей, сотрудников органов опеки, детских домов, специалистов сферы защиты детства и НКО» ( https://www.asi.org.ru/event/2021/03/05/11-marta-mezhdunarodnaya-onlajn-konferencziya-detskaya-psihologicheskaya-travma/ ). 

Вот краткая характеристика спикеров. 

Первый спикер из США: американо-датский психолог Нильс Рюгаард, создатель международной сети тренингов для приемных родителей и воспитателей. Он даже получил премию Американской психологической ассоциации (АПА) за эту гуманитарную деятельность.  Он также автор книги о нарушении привязанности. Эта книга ("Дети с нарушением привязанности") недавно издана и на русск. яз. (в Эстонии) и рекламируется на сайтах, связанных с НКО "Азбука семьи".  (https://azbukasemi.ru/books/psychology/nilyspiterry/). Судя по объявлениям в интернете, книга распространяется в основном бесплатно, в качестве «гуманитарной помощи» («благотворительности»)  приемным родителям и специалистам.  

Но, к сожалению, эта книга во многом написана как раз в духе идей лженаучного направления АТ. Однако, чтобы данное утверждение стало очевидным и понятным (а не «голословным»), необходимо сначала прояснить,  в чем собственно состоит суть  и вредоносность этого направления, известного также в США под другими названиями:  «родительство по Нэнси Томас», «терапевтичекое родительство, терапия гнева, холдинг-терапия и др.    

АТ,  как лженаучная подделка под научную теорию привязанности (основанную Боулби), сначала зародилась в США, но с появлением интернета стала распространяться и в других странах, включая Россию (происходит «глобализация АТ»).

В США ряд ведущих академических специалистов в области психологии развития, детской психологии, психотерапии, права (защиты детей от насилия и жестокого обращения) опубликовали в соответствующих рецензируемых научных журналах уже немало статей, отражающих проблему АТ (5 — 12).  В них раскрыта псевдонаучная сущность АТ и её потенциальная опасность для психического и физического здоровья и даже жизни детей. В 2006 г., после гибели в руках психотерапевтов ( последователей АТ) 11-летней американской девочки, крупнейшая американская ассоциация по защите детей от насилия и жестокого обращения – APSAC (The American Professional Society on the Abuse of Children) подготовила специальный документ с разъяснением опасности псевдонаучных практик АТ ( 5).  Также специалистами изданы книги на эту тему. В связи с глобализацией  АТ на эту проблему уже обращают внимание не только в США, но и в других странах (11). Часть известных публикаций с критикой АТ содержится в списке цитированной литературы в настоящей статье,  и все сказанное далее в отношении АТ опирается на заключения этих экспертов ( 5  -12).  

Один из главных постулатов АТ гласит, что якобы все приемные дети «наполнены гневом», потому что помнят, что родная мать их бросила, что беременность для неё была нежелательной, или что они разлучены с матерью по другим обстоятельствам. Эта память (которую в АТ называют "первичной травмой")  будто бы сохраняется на "бессознательном уровне", если даже ребенок попал в приемную семью сразу после рождения и не знает, что он усыновленный.  В АТ считается, что привязанность к матери возникает еще в пренатальном периоде, до рождения. Можно встретить даже утверждения, что привязанность начинает развиваться с момента зачатия, за счет  «телепатической» связи между матерью и клетками эмбриона, еще до появления нервной системы. И согласно  этим верованиям, "детская психическая травма" тоже каким-то образом может возникнуть уже чуть ли не с "момента зачатия" (если беременность, например, была нежелательна).   

Поэтому, как утверждают идеологи АТ, все дети-сироты якобы априори страдают "реактивным расстройством (нарушением) привязанности" (РРП), возникшим как вследствие неудовлетворения физиологических потребностей ребенка в раннем детстве (до попадания в приемную семью), так и в результате  переполняющего их внутреннего гнева из-за  "первичной травмы", не дающей привязаться к приемным родителям (усыновителям). Причем РРП в описании адептов АТ не имеет ничего общего с медицинским диагнозом с тем же названием в официальных классификаторах болезней. По существу идеологи АТ просто украли из научной психологии и психиатрия термин РРП и наполнили его своим ложным содержанием (что вообще характерно для любой псевдонауки в других областях).

Кроме того, в публикациях адептов АТ часто вместо РРП используется сокращенный термин - «расстройство (нарушение) привязанности» (РП) по англ.  “reactive disorder” (AD). Утверждалось, что якобы РП (AD) – это некий новый «очень важный» диагноз, обнаруженный в АТ, хотя пока еще и не вошедший в классификаторы болезней. И что он даже более «тяжелый», чем РРП.

Поборники АТ внушают, что если  детей с помощью особых (разработанных в АТ) методов  не освободить от этого внутреннего гнева (путем «катарсиса»), то у них не  будет развиваться привязанность  к приемным родителям. Из-за этого они еще в детстве якобы будут отличаться глубоко патологическим, опасным для себя и окружающих поведением: полным отсутствием совести, лживостью, садизмом по отношению к животным и младшим братьям и сестрам, «одержимостью кровью и огнем», могут даже убить своих приемных родителей, из них вырастут "гитлеры", серийные убийцы" и т.п.  Эти "симптомы"  собственно и составляют характерный для АТ  ложный конструкт: "диагноз" РРП (в интерпретации АТ) или РП (AD). Этот конструкт cовершенно не соответствует  диагнозам со сходными названиями в официальных медицинских классификаторах болезней, МКБ-10 и DSM - 5 (о чем подробнее будет сказано ниже).  

В АТ внушают, что методы "обычной" терапии якобы не действуют в отношении "таких" детей.  Помочь может только АТ. Вместе с тем, "особые" методы "развития привязанности" в АТ основаны на ломке личности ребенка, связаны с применением психического  и физического насилия (например в виде "холдинг-терапии") (5 — 10, 12).

Вот примерный список «терапевтических интервенций» (вмешательств), применявшихся в АТ ( 5 -10, 12):

- ограничения в удовлетворении самых необходимых физиологических и психологических потребностей (в пользовании душем и туалетом, детских играх, разнообразии и количестве питания и др.). Считается, что для восстановления привязанности взрослый должен иметь тотальный контроль над ребенком. За него решают все: сколько и что можно есть, можно ли пить или пойти в туалет,

-  запрет на посещение школы;

-  насильственный глазной контакт;

-  установление видеокамер и сигнализации в спальне ребенка, будь то малыш, ребенок школьного возраста или подросток для полного контроля за действиями ребенка;

-специфическая диета, например, частое кормление сладким (леденцами и т.п.), якобы это стимулирует «развитие привязанности»;

— обращение с приемными детьми даже старшего возраста и подростками как с младенцами, например, кормление ребенка дошкольного или младшего школьного возраста из бутылки с соской, длительное ношение в слинге даже детей старше 1.5 - 2-х лет, разговор с подростком как с младенцем. Согласно псевдонаучным представлением АТ такая "регрессия" будто бы индуцирует "привязанность к родителям". Магическое мышление (характерное для последователей АТ) позволяет поверить, что ритуальное совершение над ребенком дошкольного или школьного возраста ряда процедур, связанных с уходом за младенцами, может погрузить его снова в ранний возраст. И затем, по "возвращении" ребенка в сегодняшнее состояние - будут решены все проблемы детско-родительских отношений (11). 

- применение опасного лженаучного метода "удержания" ("holding therapy"), при этом ребенка хватают, на него кричат, провоцируют. Якобы холдинг способствует "выходу гнева из ребенка" и "исправлению оппозиционного поведения" путем жесткого контроля.  Метод может привести к удушению ребенка.

*****

С АТ прямо или косвенно связана гибель нескольких десятков усыновленных детей-сирот в США, и детство значительно большего числа детей искалечено. Среди пострадавших многие были из России.

Концепции и практики АТ противоречат научной теории привязанности, основанной Боулби (5 – 12). Согласно этой теории, привязанность, как особая эмоциональная связь между взрослым и ребенком, начинает проявляться только во второй половине первого года жизни ребенка. Привязанность развивается в ответ на приятное, интересное для ребенка социальное общение со взрослым (а не в ответ на удовлетворение физиологических потребностей, как считают в АТ). Привязанность способствует большей безопасности ребенка, побуждая его находиться вблизи взрослого, в состоянии стресса стимулирует ребенка искать утешения и помощи у взрослого. Само существование взрослого, к которому возникла привязанность, служит источником спокойствия, ощущения безопасности, что в свою очередь, создает благоприятные условия («безопасную гавань») для развития познавательных способностей маленького человека. У ребенка формируется «внутренняя модель», помогающая строить общение с людьми (12).

Представления о существовании "первичной психологической травмы", основанной на памяти событий эмбрионального, перинатального и неонатального периода (возникающей в результате  "телепатии"  между матерью и нерожденным ребенком и т.п.) в научной теории привязанности отрицаются, как не имеющие доказательств и научного основания в нейробиологии и психологии развития и. Зато эти (по сути оккультные)  верования,  характерны также для саентологии  (12).

Также и представления о расстройствах привязанности в доказательной медицине принципиально отличаются от таковых в АТ. В американском классификаторе психических болезней четвертого пересмотра (DSM-4) в рубрике «Реактивное расстройство привязанности» (РРП) были указаны  две формы психического расстройства: ингибированная и  дезингибированная (расторможенная). В первом случае ребенок подавлен, боится взрослых, в моменты стресса не ищет утешения у взрослых,  которые за ним ухаживают (очень важный признак). Во втором, наоборот, необычно легко сам идет на контакты, не различая "своих" и "чужих". Кроме того, должно быть известно,  что ребенок подвергался очень плохому (чёрствому,  жестокому и т.п.) обращению и уходу, нужно, чтобы ребенок был старше 9 месяцев (возраст, когда в норме уже проявляется привязанность) и младше 5 лет (позднее диагностика РРП не достоверна). Однако в DSM-5, вошедшем в действие в 2013 г., вторую форму отнесли к другому разделу, удалив слово «привязанность». Теперь это состояние на англ. яз. называется так: Disinhibited Social Engagement Disorder (DSED), по русски - "расстройство социального функционирования по расторможенному типу".

Это изменение связано с тем, что в исследованиях  последних 10 - 15 лет  обнаружена всего лишь слабая связь второй  формы с феноменом привязанности. Например, ребенок может проявлять привязанность к близким, но иметь  признаки «расторможенности».  Это  означает, что психотерапия этого нарушения должна концентрироваться не на факторе "привязанности"  (хотя доверие - основа любой психотерапии) (10).

В МКБ-10  в разделе, посвященном эмоциональным и поведенческим расстройствам детского возраста, можно видеть два нарушения, связанные с привязанностью. Первое, F94.1,  называется "Реактивное расстройство привязанностей в детском возрасте" (РРП) и в целом соответствует  РРП (или ингибированной форме, по прежней  терминологии) в DSM-5. Второе, F94.2 - "Расстройство привязанностей в детском возрасте по расторможенному типу" соответствует  DSED в DSM-5. В тексте МКБ-11 (будет введен в ближайшие два года) описания обоих синдромов еще ближе к  DSM-5.

Исследования специалистов в области научной детской психологии (лежащие в основе  диагнозов в МКБ-10, МКБ-11 и DSM-V)  показали, что это – редкие нарушения,  возникающие только у меньшинства  детей, даже переживших тяжелую депривацию (10, 12).  Это, в частности, показали знаменитые исследования психического развития сирот из детских домов посткоммунистической Румынии (по условиям напоминавших  концлагеря). Даже у этих детей ингибированная форма наблюдалась только ~ у 5%. Расторможенная форма обнаруживалось более часто, но также у меньшинства (~ 30%)  детей-сирот румынских детских домов   (10, 13).

В качестве терапии описанных нарушений в научной клинической психологии и психиатрии рекомендуют доброжелательное, спокойное и эмоционально отзывчивое обращение (5, 8, 10, 11, 12, 13). 

Кроме того в МКБ 10, DSM-5 и научных публикациях подчеркивается, что эти нарушения еще недостаточно изучены,  их следует отличать от других известных психических расстройств, возникающих в связи с жестоким  обращением с детьми, психическими травмами и др. факторами. А также от нормативных личностных вариаций в проявлении привязанности, включая   незначительные эмоциональные нарушения, которые не служат серьезным препятствием для развития ребенка, его общения с взрослыми и детьми и т.п. (11, 12). 

С клинической точки зрения особенно важно, что, как показали научные исследования, признаки первой (ингибированной формы) перестают обнаруживаться (если они были у ребенка из детского дома)  спустя какое-то время после помещения его (её)  в адекватную приемную семью, где ребенок получает эмоциональное участие, тепло и поддержку (10, 11, 12, 13). И это выздоровление от настоящего РРП (а не выдуманного в АТ) - часто происходит очень быстро, неясно только, в течение  нескольких недель или месяцев  (10, 12, 13).

Главный признак второй формы – избыточное «дружелюбие» - представляется более  стойким (10, 13). У этих детей может быть нарушено такое свойство, как ощущение принятых в социуме личностных границ в общении, что может создавать препятствия в установлении дружеских связей и т.п. Но долгосрочные влияния этих особенностей на качество социального взаимодействия во взрослой жизни изучены еще очень мало. Предполагается, что адекватные методы психотерапии (например, основанные на когнитивно-поведенческих подходах, имеющих доказанную эффективность) могут помочь таким детям и подросткам значительно улучшить свои навыки социального взаимодействия (10, 13 ). По мере того как дети становятся старше, их поведение становится более зрелым и изменяется таким образом, что проблемы привязанности становятся менее заметными.

Таким образом, никаких упоминаний о лживости, «отсутствии совести», «одержимости огнем и кровью», жестокости (садизме)  и т.п. у детей с расстройствами привязанности ни в МКБ-10, ни в МКБ-11, ни в DSM-5 нет.  Нет их и в научных исследованиях, легших в основу описания указанных нарушений в классификаторах болезней (10, 11, 12, 13, 14). Исследования  90-х -  2000-х гг. также в целом не отнесли агрессивность  к  особенностям, характерным для этих синдромов  (10, 12, 13). Обнаружен умеренно повышенный риск гиперактивности и дефицита  внимания в случае расторможенной формы (13).  

И,  хотя в МКБ-10,  «агрессивность при своем и чужом дистрессе» и упоминается при описании ингибированной формы расстройства привязанности (в отличие от DSM-5, где этого упоминания нет), но далеко не как доминирующее свойство, а только как одна из возможностей в списке встречающихся особенностей у маленьких детей (робости, пугливости, замедленного роста и др.).  В МКБ-11, как и в DSM-5, упоминание агрессивности вообще отсутствует.

Следовательно, в МКБ-10  и DSM-5 и близко нет демонизации и стигматизации детей с расстройствами привязанности, характерной для ложных "диагнозов" АТ. Идеологи АТ включили в свой "диагноз"  ряд симптомов совершенно других расстройств поведения детей, связанных с повышенной агрессивностью, а также свои собственные мрачные фантазии на данную тему, и необоснованно приписывают всю эту дикую смесь  «нарушению привязанности».  И похваляются (без доказательств, разумеется) что их методы якобы "эффективны для излечения 90% детей с тяжелейшими нарушениями поведения и психики" (детей-убийц и т.п.) (3,  5, 6, 10, 12).

В АТ этот ложный диагноз (назовем его условно  РРП-АТ и РП-АТ, чтобы отличать от настоящих диагнозов) навешивают фактически на всех приемных детей с помощью характерного  опросника, не признаваемого доказательной медициной. У автора этого опросника – Элизабет Рандольф - в Калифорнии была отозвана лицензия психолога (8).

Стоит ли удивляться, что приемные дети могут чувствовать себя неуютно в присутствии родителей, смотрящих на них через призму таких ложных "диагнозов"?

И выдавать реакции протеста. Впрочем адепты АТ назовут их "истериками" из-за  "расстройства привязанности". На этот диагноз в АТ можно списать все, что угодно.  В том числе,  "ятрогенные" реакции, возможно вызванные неправильным поведением самих приемных родителей, в частности использованием ложных психотерапий типа "родительства по Нэнси Томас".

Следует обратить внимание еще на такой момент. Если психотерапевты, работающие в рамках доказательных научных методов (например, когнитивно-поведенческой терапии), всегда при оказании помощи приемной семье начинают с самих родителей, так как поведение ребенка во многом определяется особенностями поведения взрослых (может быть адаптивной реакцией на эти особенности), то в АТ априори считается, что приемные родители - это безусловно  "любящие"  люди и т.п., а все трудности - от ребенка, из-за его «диагноза» РРП-АТ (или РП-АТ)  (8, 10, 12). 

Причем, как упомянуто выше,  эти "диагнозы" в «родительстве по Нэнси Томас» ставят на основе специфического опросника (не признаваемого доказательной клинической психологией и психиатрией) - по показаниям родителей. Родители и АТ-терапевты с психопатическими чертами могут, используя этот обширный опросник, приписать какие-то свои свойства ребенку. 

Разумется у приемных детей (как, впрочем,  и у "биологических") могут быть и психические нарушения и психические травмы разной степени тяжести. Но для их лечения нужна помощь настоящих специалистов, а не советы дилетантов типа нелицензированного психотерапевта (бывшего собаковода) -  Нэнси Томас , одного из наиболее ярых "гуру" АТ. Такое "лечение"  грозит  ухудшением состояния.

Подобно идеологам АТ Рюгаард в своей книге также демонизирует детей-сирот псевдонаучными страшными баснями, а вместе с ними и других детей, например, недоношенных,  бывших какое-то время после рождения в инкубаторах; детей, рожденных в тяжелых родах и др. И даже просто рожденных в больнице (а не дома) "обычных" детей.  Якобы роды в больнице (а не дома ) уже сами по себе заведомо наносят «первичную психическую травму», порождая «нарушение привязанности» (имеется в виду изобретенный в АТ ложный «диагноз»). В качестве одного из примеров Рюгаард рассказывет о шестилетней девочке, зарезавшей ножницами живого кролика. 

Обложка переведенной на русск. яз. книги Питера Рюгаарда.
Обложка переведенной на русск. яз. книги Питера Рюгаарда.

 Вот для иллюстрации цитата из книги Рюгаарда: 

"... Нарушение привязанности ( НП ) – это комплексная проблема, наиболее важными критериями которой являются:
Антисоциальное поведение на протяжении всего детства (включая дошкольный возраст). Неустойчивое, импульсивное, буйное и агрессивное поведение,  низкая способность учиться социальному опыту (включая наказания/ ограничения). Ребёнок может иметь садистское  или социально деструктивное намерение, может причинять боль окружающим или животным, у него могут отстуствовать чувство стыда, вины и угрызения совести, в случае противопоставления обвиняет других. Типичное для таких детей поведение борьба/бегство / замирание (бродяжничество, нескончаемые конфликты, упрямство)" (https://filesclub.net/5313945/.).

Это и есть тот самый ложный диагноз (противоречащий DSM5, МКБ-10, МКБ-11 и исследованиям ведущих ученых, на основании которых диагнозы, связанные с привязанностью, включены в официальные классификаторы болезней). Также в одной из своих статей в  СМИ (2015 г.) Рюгаард, спекулируя на теме теорроризма, утверждал, что дети с нарушенем привязанности — главный источник этого явления (так как  якобы из них часто вырастают террористы) (https://daphnecaruanagalizia.com/2015/01/guest-post-how-to-build-a-terrorist-and-how-to-prevent-one/).  

Следует подчеркнуть, что сам Рюгаард конечно не поддерживает известные насильственные практики АТ,  толкающие родителей к жестокому обращению с детьми (холдинг-терапию и др.). 

Но Рюгаард, дистанцируясь от практик АТ (с которыми связана гибель нескольких детей в США, а детство значительно большего числа искалечено),  фактически пропагандирует в своей книге ложные «теоретические» идеи, которыми последователи АТ и «обосновывают» эту  «терапию». 

Про свою книгу Рюгаард пишет, что это его "собственные мысли, а не научный обзор". Однако совпадение его "собственных мыслей" с  концепциями АТ сразу бросается в глаза. И Рюгаард прикладывает немало усилий, чтобы его книга  (основанная на очень близких к АТ идеям) переводились на несколько языков (в том числе русский) и распространялась по миру. Разумеется, это только способствует «глобализации» идей АТ. 

Продолжение (часть 2) см. здесь:


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded