yuliamass

Categories:

О лженаучном двойнике теории привязанности: снова Attachment Therapy (часть 2)

Начало (часть 1) см. здесь: https://yuliamass.livejournal.com/281363.html

****

Поэтому не удивительно, что проф. Джин Мерсер (Jean Mercer) – одна из ведущих специалистов в США в области психологии развития, возглавляющая противодействие распространению АТ в США и в других странах - критиковала присуждение летом 2020 году премии Рюгаарду от Американской психологической ассоциации (АПА) (15). Премия ему была присуждена не за научную деятельность, а за гуманитарную (создание  международной сети тренингов для приемных родителей и воспитателей). Мерсер (тоже член АПА),  не отрицая важности такой деятельности, тем не менее расценила эту премию, как ошибку АПА, так как Рюгаард связан с псевдонаучными верованиями АТ.  Она даже написала по этому поводу письмо в руководство АПА, о чем рассказала в своем блоге «Childmyths». По словам Мерсер,   «в АПА с интересом приняли к сведению её сообщение», но ответили, что изменить решение о премии на данном этапе уже невозможно. Как пишет Мерсер, такой ответ было ожидаем, понятно,  что слишком «неудобная» создалась для АПА ситуация. Однако Мерсер надеется, что впредь АПА будет более ответственно подходить к выбору кандидатов для своей премии (15).  

В США действует правозащитная организация, специально созданная группой экспертов в области детской психологии и психотерапии, социальной работы и права (включая проф. Джин Мерсер) для противодействия (путем просвещения) распространению АТ как в самой Америке, так и других странах (http://www.childrenintherapy.org/index.html). Сайт этой организации с просветительскими материалами носит название "Защитники детей, подвергающихся терапии" ("Advocates for children in Therapy") ( 17).

На указанном сайте АТ названа «быстро распространяющимся», хотя и «теневым» и «псевдонаучным» направлением. «Attachment  Therapy» сегодня это самая опасная форма мошенничества в  США.  Для наиболее беззащитных и ранимых детей, находящихся в учреждениях опеки и приемных семьях или усыновленных, а также детей национальных меньшинств Attachment  Therapy и "терапевтическое родительство"  представляет собой ничто иное, чем детство, наполненное мучениями. Каким образом внушение страха, голод, боль, унижение, искаженная картина реального мира, изоляция от друзей и семьи, угрозы, насильственная близость могут привести к привязанности, вере, любви и сделать ребенка счастливым? Мы знаем, что это приводило к смерти детей», - говорится на сайте "Защитники детей, подвергающихся терапии" (17).

Вот фрагмент страницы этого сайта с приведенной выше цитатой (17):

Второй спикер из США - Брюс Перри.  Детский психиатр, известен своей ангажированностью так называемым "детерминистским мифом раннего возраста". Согласно этим представлениям, условия первых 3-х лет жизни  - совершенно критичны для развития мозга, причем имеются в виду не просто какие-то экстремально плохие условия, но "естественные" отклонения от  некоей  нормы. Например, в 2014 г., выступая в  Великобритании на слушаниях по работе  социальных служб, он агитировал за более  ранние "вмешательства" государства в бедные семьи, чтобы предупредить "порчу мозга ребенка". Его выступления вызвали критику со стороны ряда специалистов в области социологии и нейронаук.  Они усмотрели в этом "соблазнение" соцслужб Великобритании к еще большему изъятию детей из семей (что и без того там происходило с нарастающей частотой) на основании весьма спорных представлений о  развитии мозга ( https://www.theguardian.com/society/2014/may/06/policymakers-neuroscience-justify-early-intervention-agenda-bruce-perry ).  

В своих выступлениях Брюс Перри обычно старается впечатлить слушателей «нейрокартинками», как чем-то «безусловно очевидным». Однако этот подход (получивший даже название «нейромании») критикуется многими исследователями   (19, 20).  Хотя в ряде случаев  показана корреляция между какими-то изменениями в мозге на таких «нейрокартинках» и психическими особенностями, корреляция — не есть установленная причинная связь И современный уровень развития науки о мозге просто не дает возможности на основании «нейрокартинок» делать какие-то заключения о нарушениях в поведении, эмоциях и т.п.  (19, 20). 

Брюс Перри также пропагандирует идею,  что какими-то воздействиями (типа музыки, ритмических движений  и т.п.)  можно вызывать стойкие изменения в определенных «низших» структурах мозга, и это, как считает Брюс Перри заглаживает следы «прошлых травм». Вообще-то о том, что физические упражнения и танцы хорошо влияют на развитие детей, известно давно. Но вот остальные теоретические построения Брюса Перри, о том, что ему удается каким-то образом «направленно исправлять» «структуры мозга»,  вызывают сомнения ( как и  то, что там были те изменения, про которые он говорит). Сомнений становятся еще больше, если поинтересоваться, какие именно упражнения рекомендует Брюс Перри ( кроме обычной физкультуры и массажа)  для оздоровления и реабилитации детей.  Оказывается, например, рейки ( https://divisionsbc.ca/sites/default/files/Divisions/Nanaimo/Infant%20Mental%20Health%20Article_NMT%20in%20children.pdf). Как известно, рейки — это одна из лженаучных оккультных практик Нью эйдж. Поэтому уже не удивляет, когда обнаруживаются сообщения  Мерсер о псевдонаучном характере ряда идей Брюса Перри (21, 22). 

Что касается отношения Брюса Перри к «Attachment Therapy» (АТ) — ситуация примерно, как с Рюгаардом. Осуждая методы АТ, связанные с насилием над детьми, он разделяет ряд их «теоретических» идей. Например, в статье Брюса Перри  о реактивном нарушении привязанности, размещенной  на сайте его организации, обнаруживается все тот же ложный диагноз, характерный для АТ (демонизирующий детей). Детям с «проблемами привязанности» Брюс Перри приписывает агрессивность, жестокость по отношению к младшим братьям и сестрам, к животным и т.п.  (  https://7079168e-705a-4dc7-be05-2218087aa989.filesusr.com/ugd/aa51c7_a9e562d294864796bdd5b3096a8d8c86.pdf  ). Брюс Перри также известен, как автор популярной книги  на тему детской психотерапии, где собраны совершенно ужасающие истории жестокого обращения с детьми, которые привели к психической травме, и в ряде случаев к тяжелой психопатологии. И в этой книге («Мальчик, которого растили как собаку») он также связывает склонность к криминальному поведению с «реактивным расстройством привязанности», совершенно в духе АТ (осуждая при этом методы АТ) (см., например, гл. 9).  Не совсем понятно, что здесь  должно приводить в восторг даже до «отвала башки» (как сказано менеджером БФ «Арифметика добра» в посте в фейсбуке с рекламой данной конференции и книги Брюса Перри). Но, в конце концов, как говорится, о вкусах не спорят...  

Наконец, третий спикер из США, Стейси Ганьон  - это приемная мама нескольких детей-инвалидов из разных стран, представительница американских евангелических движений. Замечательная приемная мама, она хочет  еще и просвещать других родителей в области психологии развития, психотерапии, нейронаук и  т.п.  Но, к сожалению, не имея специального образования в этих сложных направлениях,  она пропагандирует в своих многочисленных выступлениях популярные псевдонаучные идеи о детской психической травме  с момента зачатия, нарушениях привязанности с рождения  и т.п. ( 22 ).

Не случайно, в разделе "Рекомендуемое чтение" на сайте НКО, созданном Стейси Гиньон для  "борьбы с травмой",  рекламируются книги ряда авторов -  идеологов  АТ (23), а также авторов, разделявших и пропагандировавших ряд псевдонаучных  представлений, близких к таковым в АТ. К первой группе относятся рекомендуемые на сайте книги Брайн Пост (Bryan Post)  и Хезер Форбс (Heather Forbes). Ко второй группе относятся книги  Бессел вандер Кольк (Вessel vander Kolk) и Карин Пурвис (Karyn Purvis).

Об этих авторах можно узнать подробнее из раздела  “АТ Proponents” ( «Сторонники АТ» ) на сайте «Защитники детей, подвергающихся терапии" (24),  а также  из публикаций (25, 26, 27, 28) на сайте “CHILDMYTHS”, созданном упоминавшейся выше американским экспертом  проф. Джин Мерсер .  Этот сайт предназначен для разоблачения псевдонаучных  представлений ("мифов") в области детской психологии, психотерапии и родительских практик. 

Проф. Джин Мерсер – одна из ведущих академических специалистов в США в области нучной психологии развития, детской психологии и психотерапии, причем в своих публикациях она уделяет много внимания инфильтрации в них псевдонауки. Ей пришлось участвовать в качестве эксперта в судебных процессах в связи с гибелью детей от применения АТ. 

Мерсер - автор известной книги о феномене привязанности, написанной с позиций научной теории привязанности (основанной Боулби). И там есть главы, посвященные АТ. Недавно эту содержательную и,  можно сказать, увлекательную книгу (рассчитанную как на специалистов, так и родителей) издали в России на русском языке  (в изд-ве Когито-центр) (12). Ниже показан  рис. с обложкой этой книги:

Ну, а от России - спикерами будут Диана Машкова (учредитель НКО »Азбука семьи; рук. проекта «Просвещение» в БФ Арифметика добра) и Людмила Петрановская — семейный психолог и автор популярных книг на тему воспитания детей, привязанности и т.п. Но выступления и публикации Людмилы Петрановской вряд ли могут  помочь в различении АТ (эта тема там практически не обсуждается). Можно только сожалеть, что даже ближайшая коллега Людмилы Петрановской, учред.  фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам», и соучред. (вместе с Петрановской) НКО «Институт развития семейного устройства» —  Елена Альшанская, не разобралась и способствовала через свое НКО переводу и изданию в России книги одного из наиболее ярых поборников АТ в США -  Нэнси Томас (3).  Вот один из российских сайтов, созданных по типу аналогичных американских сайтов (продвигающих АТ), на котором можно бесплатно скачивать книгу Нэнси Томас «Когда любви не достаточно» и ряд других книг идеологов АТ: 

В разделе «Симптомы нарушения привязанности» на этом сайте можно видеть описание ложного диагноза РРП, характерного для АТ (жестокость, одержимость кровью и огнем, отсутствие совести, агрессия и т.п.). Нэнси Томас посвящена специальная страница на сайте «Advocates for children in therapy» (http://www.childrenintherapy.org/proponents/thomasn.html ), созданном группой американских экспертов для противодействия распрoстранению АТ в США и др. странах.   

В этой связи важно обратить внимание еще на следующий момент.  Как подчеркивает в своих статьях Мерсер, говоря об АТ, нужно иметь в виду не только отдельные конкретные методы (типа холдинг-терапии), которые могут видоизменяться, но целую систему псевдонаучных верований в отношении известных процессов психического развития детей и т.п. Мерсер  называет это “attachment therapy belief system” (ATBS), на русский язык это можно перевести как «система верований, лежащая в основе терапии привязанности» (29) .

Действительно, после ряда трагедий с гибелью детей от применения АТ, оказавшись под огнем критики, и боясь запрета на свою деятельность (в штата Колорадо запретили такой метод АТ, как ребефинг, а в штате Ютта - холдинг терапию), адепты АТ стали использовать более скрытную тактику для своего продвижения. В частности, идеи,  характерные для АТ,  нередко распространяют в настоящее время в завуалированном виде, когда терминология "нарушений привязанности" заменяется терминологией "травмы" но при этом сбывают все тот же недоброкачественный продукт, основанный на псевдонаучных верованиях (8, 30 ).

Для АТ-терапевтов в США  - это прибыльный бизнес по продвижению своих сомнительных психотерапевтичесих услуг, эксплуатирующий реальные и воображаемые проблемы с воспитанием детей в приемных семьях. Свои псевдонаучные идеи АТ-терапевты  пропагандируют на многочисленных сайтах в Интернете, в "просветительской" литературе для приемных родителей и т.п.

И в России пропаганде псевдонаучных идей в области детской психологии, психотерапии, родительских практик сильно способствует интернет.  К сожалению, на сайтах, связанных с  просветительским  НКО «Азбука семьи» также есть списки рекомендуемых книг,  которые вряд ли стоило вообще рекламировать в качестве "просвещения" (31, 32).  Во первых, это изданная в  переводе на русск. яз. книга Рюгаарда, о которой сказано выше. Согласно обещаниям рекламных объявлений о конференции 11 марта, книга должна раздаваться участникам мероприятия бесплатно. Указанной "гуманитарной" книгой можно так застращать приемных родителей ложными диагнозами у детей, что они будут со страхом относиться к детям

Кроме того в этих списках можно видеть книгу Брюса Перри (о которой упомянуто выше) и книгу  Жан Ландорф о «рождении и воспитании детей в племени индейцев». Последняя книга особенно почитаема у адептов ньюэйджевского движения "естественного родительства" (включая сторонников домашних родов). Там восхваляется «естественный» образ жизни «индейцев», как «модель для воспитания детей». Причем,  что там правда, а что вообще вымысел автора - не известно. 

Однако, обсуждая данную тему, можно ожидать следующего вопроса:  почему вообще это все так важно? Разве люди не имеют права верить во что они хотят и делать свой выбор? 

Отвечая на этот вопрос, проф. Мерсер говорит примерно следующее. Да, конечно, люди имеют право верить  во что им угодно и поступать по своему выбору. Всегда ли это позволительно делать в отношении своих детей  – это другой вопрос.

А как быть с ситуацией, когда люди делают выбор, касающийся уже даже не своих, а чужих детей?

Распространение дезинформации в отношении процессов развития детей и родительства имеет множество плохих последствий.  Одно из них, это то, что дети могут быть подвергнуты плохому и/или жестокому обращению.

Разумеется, было бы неверным утверждать, что все сторонники псевдонаучных идей АТ используют известные жестокие методы «старой» АТ, которые приводили даже к гибели детей.  Однако, если альтернативная психотерапия и не несет непосредственной угрозы для жизни, из этого не следует, что она  эффективна  и не связана  с плохим обращением с детьми. Идеи АТ («родительства по Нэнси Томас»), демонизирующие детей, навешивающие на них ложные диагнозы, как известно,  могут постепенно, шаг за шагом,  подталкивать родителей к скольжению по наклонной плоскости жестокого обращения с детьми. И кто-то, под влиянием ложных идей, может переступить опасную черту. В США, например, периодически обнаруживаются случаи жестокого обращения с детьми, при этом  сообщения об обстоятельствах дела нередко указывают на то, что родители были ангажированы идеями АТ, увлекались сочинениями  идеологов АТ, пользовались соответствующими рекомендацими  и т.п.  (29, 33, 34).

Кроме того, такая дезинформация может иметь и другие негативные эффекты (кроме опасности прямого насилия в отношении детей), менее прямого характера, связанные с усыновлением (созданием приемной семьи). Во-первых, родителям могут быть внушены негативные ожидания в отношении приемных детей:  они начнут верить, что  у детей непременно будут наблюдаться серьезные психические и поведенческие расстройства, хотя это совершенно не обязательно должно иметь место.

Родители, увлеченные идеями АТ, наблюдая обыкновенное детское поведение (соответствующее возрастным особенностям), могут ошибочно принимать его за первые признаки серьезных психических заболеваний и  т.п.  С другой стороны,  люди, стоящие перед выбором усыновления (приемного родительства) могут, наоборот,  посчитать,  что любые проблемы с детьми разрешимы с помощью «терапии». И они наберут  в семью больше детей, чем способны о них позаботиться и обеспечить хороший уход и воспитание. В том числе детей с серьезными проблемами психического и физического здоровья, которые никак не могут быть решены методами АТ. Родители могут напрасно потратить драгоценное время и средства на заведомо неэффективную, псевдонаучную терапию, лишив ребенка своевременной квалифицированнойпомощи (29, 33, 34).

Проблему еще можно  обозначить следующим образом. В  тех же США конечно есть много настоящих достижений в области  психологии развития, теории привязанности, нарушений привязанности, детской психологической травмы  и т.п.   Ряд волонтеров в России добровольно возложили  на себя задучу просвещения в этих  областях не только приемных родителей, но и специалистов социальной службы. При этом они  спутали ложные  концепции и практики  АТ с настоящей, научной теорией привязанности и основанной на ней доказательной терапией. И невольно способствуют распространению этого псевдонаучного  «двойника».  

Часть из этих волонтеров  – евангелические миссионеры из США (2, 3). К ним, например, относится Дейна Эванс, миссионер (от одной из евангелических  харизматических церквей США)  и, можно сказать, главный пропагандист «родительства по Нэнси Томас»  в  России (2). В 2013 г. её усилиями в Екатеринбурге были впервые организованы "обучающие" семинары Нэнси Томас для приемных родителей, сотрудников опеки и т.п. (2). В 2017 г. она  принимала активное участие в организации в Москве и Екатеринбурге повторной конференции Нэнси Тома и её друзей - психотерапевтов того же направления из США ( 3). 

Специального образования в области психологии и доказательной психотерапии у Дейны Эванс нет, но она прошла тренинги Рюгаарда. Он даже особенно отмечал успешную деятельность  Дейны Эванс в Екатеринбурге и вообще в России (35), как своего последователя (или представителя). Дейна Эванс ведет занятия в школах для приемных родителей в разных городах России, в том числе при БФ  «Арифметика добра», считаясь экспертом в области «нарушений привязанности»  (2, 3, 36).

 Для примера ниже приведено  ВИДЕО (в откр. доступе) одного из семинаров  по расстройству привязанности, который проводит Дейна Эванс (  http://tomskbezsirot.ru/publication/seminar-na-temu-rasstroystvo-privyazannosti1  

 Дейна Эванс - очень приятный в общении человек, хорошая приемная мама двух приемных детей (сейчас это уже подростки). Это все замечательно, но при этом проблема с распространением АТ не снимается.  В частности, в этом ВИДЕО ( https://youtu.be/RxbFoXrdnXI?t=7050 ) можно наблюдать, как вполне разумные родительские подходы причудливо переплетены у Дейны Эванс с псевдонаучными воззрениями на развитие привязанности, нарушения привязанности и т.п. Например, она приводит длинный список ложных симптомов нарушения привязанности (включающий "одержимость кровью и огнем", жестокое обращение с животными, агрессию, отсутствие совести и др.), характерный для АТ. Другими словами, это тот самый ложный диагноз АТ, который демонизирует приемных детей.

Конечно, можно возразить, что на практике принятие каких-то ложных идей во многих случаях возможно будет скомпенсировано родительской одаренностью (в отношении умения общаться с детьми), природной душевностью и т.п. (которые НЕ будут подавлены даже ложными идеями АТ). Однако в других случаях это может привести к более тяжелым последствиям. И опыт США показывает, что в связи с АТ там происходит много негативного. Можно ли надеяться, что у нас все будет иначе ?

Во всяком случае, вряд ли кто-нибудь сознательно желал для себя - воспринять заведомо ложные представлении о развитии детей, чтобы руководствоваться ими в своей родительской практике. 

В конце концов,  люди  веками растили детей, ничего не зная о теории привязанности (она появилась только во второй половине ХХ века). Конечно настоящие (достоверные) знания в этой области полезны. Но лучше уж ничего не знать об этом, чем подхватить псевдонаучные "вирусы", демонизирующие приемных детей. При глубоком погружении в идеи и практики АТ, они могут  отравить  родительско-детские отношения, даже, если и не приведут  к прямому насилию в отношении детей. Сходным образом обстоит дело и в отношении научных и псевдонаучных концепций, связанных  с таким понятием, как «детская психологическая травма» (8, 26).

Следует также добавить, что конференция 11 марта — это уже далеко не первое  просветительское  мероприятие подобного рода, организуемое  усилиями активистов из НКО «Азбука семьи» и БФ «Арифметика добра». Например, в  2018 г. они пригласили в Москву  упомянутую выше Нэнси Томас. Ей была устроена реклама на сайтах фонда "Арифметика добра" в фейсбуке и "Вконтакте", в которой бывший собаковод, не имеющий специального образования в области психологии, возвеличивался как эксперт «высочайшего профессионализма» (1). Вот сохранившийся скриншот одного из таких восторженных постов (написан менеджером  фонда «Арифметика добра»):

Правда по каким-то причинам приезд Нэнси Томас в тот год отменился. 

Однако в 2019 г. активисты фонда «Арифметика добра» организовали в Москве конференцию для  обучения  приемных родителей и специалистов, на которой спикерами и тренерами были психотерапевты из США  - единомышленники Нэнси Томас (например, Кен  Фрохок  с сотр.). В рекламе их назвали «лучшими мировыми специалистами по травме и расстройству привязанности» (подробнее см.: 3, часть 3). 

Причем сама Нэнси Томас уже два раза приезжала в Россию со своей «миссией» -  в 2013 г. (по приглашению Дейны Эванс) и повторно (вместе с Кеном Фрохоком и др.) - в 2017 г.  ( ВИДЕО с её выступлением в 2017 г. в Москве см. здесь:  https://youtu.be/CMRbPD8qbV0 ; http://www.childrenintherapy.org/videos.html ). Во втором случае в организации её семинаров в Москве, наряду с  Дейной Эванс,  активное участие принимала и другая горячая последовательница Нэнси Томас – Эльмира Кнутсен (супруга американского миссионера-евангелика Криса Кнутсена). Как и Дейна Эванс, Эльмира Кнутсен также ведет в фонде «Арифметика добра» просветительские занятия для приемных родителей, считая своей важной "миссией" распространение "родительства по Нэнси Томас" в России (2, 3). Конечно, в этих выступлениях псевдонаучные идеи обычно сочетаются с вполне разумными и «общепринятыми». Это однако может делать  псевдонауку еще более «обольстительной» и «легко проглатываемой» (трудно распознаваемой). 

При этом следует подчеркнуть, что без сомнения Эльмира Кнутсен, также как и  Диана Машкова, и Дейна  Эванс — замечательные мамы своих биологических и приемных детей. Жаль только, что свои личные успехи в воспитании детей они часто приписывают не своему  материнскому таланту, а ложным идеям Нэнси Томас и т.п., которые с таким энтузиазмом пропагандируют и продвигают в России (2).  

Кстати, вовлечение в псевдонаучные идеи АТ не только приемных родителей, но и специалистов, например органов опеки и др., чревато дополнительными опасностями. Распространение неверных и псевдонаучных концепций, связанных с феноменом привязанности, оказывается, может также оказывать вредное влияние на решения (включая судебные), связанные с опекой, защитой детей от насилия и т.п. Недавно (в 2021 г.) опубликована статья, авторами которой являются более 50 ведущих специалистов из разных стран мира (включая США, Канаду, Англию, Нидерланды, Италию, Испанию, Португалию, Швецию, Швейцарию, Германию, Польшу, Австралию, Китай, Сингапур, Чили, Замбию, Израиль) в области научной детской психологии, психиатрии, права (защиты детей) и т.п. (11). Среди них, например, такой известный американский ученый в области психического здоровья детей, как Чарльз Зинах ( Charles H. Zeanah). В указанной статье (11) обсуждается все большее распространение применения знаний о привязанности в судебной практике (в связи с принятием решений об установлении опеки над ребенком и др.).

Авторы рассматривают характерные судебные ошибки, происходящие от ряда ошибочных представлений в понимании феномена привязанности (противоречащих научной теории привязанности), которые могут тяжело отражаться на судьбе детей и семей в целом. Интересно, что в качестве одной из причин (источников)  подобных судебных ошибок там упоминаются и псевдонаучные представления, характерные для АТ (в разделе 2.3.5). Отмечается, что было документировано использование термина «расстройства привязанности» при отсутствии диагноза. А также предупреждается о циркуляции «терапий привязанности», которые бездоказательно объявляются эффективными, в то время как они не имеют научного основания; и приводятся ссылки на известные научные обзоры с критикой АТ.  Точная цитата на англ.: «It should be noted that “attachment therapies” for attachment disorders are circulating which are claimed to be effective but actually have no scientific evidence-base (Allen, 2018; Chaffin et al., 2006; Mercer, 2019»). Как подчеркивается в статье,  эти псевдонаучные «терапии» резко контрастирует с методами, разработанными на основе научной теории привязанности, которые уже показали свою эффективность (11).

Как известно в США неоднократно воспроизводился следующий порочный «цикл» в связи с распространением верований АТ в определенных кругах приемных родителей: сначала на усыновленного ребенка навешивали ложный диагноз «расстройства привязанности» (РП-АТ), потом родителям АТ-терапевты рекомендовали «лечение» техниками АТ, в результате родители скатывались, как по наклонной плоскости, к жестокому обращению с детьми. Дело доходило до судов (иногда в связи с совсем трагическим концом — гибелью ребенка), и там родители и «психологи» (адепты АТ) в качестве «оправдания» совершенного насилия и жестокости ссылались на наличие у ребенка «диагноза РРП» (или РП) (12). Пытались убедить, что «такие дети» сами себя покалечили и/или уверяли, что «такой диагноз» вынуждает применять «особые методы воспитания» и т.п., и т.д. (12, 17). Как это было, например, в случае гибели трехлетней девочки Нины  Хилт (Виктории Башеновой), усыновленной в США из России и замученной ангажированной идеями АТ приемной «матерью» (37),  и в случае многих других детей — жертв АТ (17). 

В заключение, хотелось бы подчеркнуть, еще следующее.  Справедливости ради следует  иметь в виду, что это  скорее не вина, а беда  активистов фонда «Арифметика добра» и НКО «Азбука семьи», что будучи недостаточно подготовленными в научном плане, они не смогли отличить подделку АТ от научной теории привязанности и доказательной психотерапии. Тем более, в ситуации, когда в России профессионалы с университетскими  дипломами и научными степенями, специалисты ведущих научных институтов в этой области, доценты психологических университетов и т.п. просто не замечают проблемы с разрастанием этой вредной лженауки.     

В этом  отличие ситуации в России (не в нашу пользу),  например от США, где академические специалисты, по крайней мере, обращают внимание на проблему распространения АТ и других псевдонаучных («альтернативных») направлений в области детской психологии и психотерапии. Проблему с АТ заметили в США, когда от применения АТ стали калечиться и даже гибнуть дети, начались судебные процесссы... 

Не разумнее ли для нас было бы —  учиться на опыте чужих ошибок, чем cлепо повторять их? 

ЦИТИРОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Массино Ю.С. Об импорте псевдонауки в области детской психологии и психотерапии.  2.02.2018.

https://yuliamass.livejournal.com/246053.html

2. Массино Ю.С. Школа приемных родителей или… школа лженауки?  (часть I) 11.08.17.

https://yuliamass.livejournal.com/242741.html

3. Массино Ю.С. “Attachment Therapy”: опасное шарлатанство в детской психотерапии идет в Россию.  15.05.2020. 

 https://yuliamass.livejournal.com/277512.html

4. Благотворительный фонд «Арифметика Добра». Просвещение.

https://www.a-dobra.ru/prog/club/education/

5. Chaffin M., Hanson R., Saunders B.E., Nichols T., Barnett D., Zeanah C., Berliner L., Egeland B., Newman E., Lyon T., LeTourneau E., Miller-Perrin C.. Report of the APSAC task force on attachment therapy, reactive attachment disorder, and attachment problems. Child Maltreat. 2006 11(1), 76-89. doi: 10.1177/1077559505283699. PMID: 16382093.

https://depts.washington.edu/uwhatc/PDF/AttachmentTaskForceAPSAC.pdf

6. Mercer, J. (2015). Attachment therapy. In S.O. Lilienfeld, S.J. Lynn, & J.M. Lohr (Eds.), Science and pseudoscience in clinical psychology (2nd edition) (pp. 466-499). New York: Guilford.

7. Mercer, J. (2015). Attachment therapies. In R. Cautin &  S.O. Lilienfeld (Eds.), Encyclopedia of clinical psychology. New York: Wiley-Blackwell.

8. Mercer, J. (2019). Trauma and attachment. In S. Hupp (Ed.), Pseudoscience in child and adolescent psychotherapy (pp. 172-188). Cambridge: Cambridge University Press.

9. Mercer, J. (2017). Evidence of potentially harmful psychological treatments for children and adolescents. Child and Adolescent Social Work, 34, 107-125.. DOI: 1007/s10560-016-0480-2  

Available at https://link.springer.com/article/10.1007/s10560-016-0480-2?sap-outbound-id=15F8540F330C2FDCFB43493B1AD91F0D8FA120D8&utm_source=SAPHybris&utm_medium=email&utm_campaign=3068&utm_term=CtW_Authors___DA-ZIC_DC_EMAIL_STAR-DC_PERSONALIZATION03&utm_content=EN

10. Allen В. A RADical Idea: A Call to Eliminate “Attachment Disorder” and “Attachment Therapy” From the Clinical Lexicon, Evidence-Based Practice in Child and Adolescent Mental Health. 2016. 1 (1), 60-71. DOI: 10.1080/23794925.2016.1172945.  https://www.researchgate.net/publication/301232575_A_RADical_Idea_A_Call_to_Eliminate_Attachment_Disorder_and_Attachment_Therapy_From_the_Clinical_Lexicon

11. Forslund T, Granqvist P, van IJzendoorn MH, Sagi-Schwartz A, Glaser D, Steele M, Hammarlund M, Schuengel C, Bakermans-Kranenburg MJ, Steele H, Shaver PR, Lux U, Simmonds J, Jacobvitz D, Groh AM, Bernard K, Cyr C, Hazen NL, Foster S, Psouni E, Cowan PA, Pape Cowan C, Rifkin-Graboi A, Wilkins D, Pierrehumbert B, Tarabulsy GM, Carcamo RA, Wang Z, Liang X, Kázmierczak M, Pawlicka P, Ayiro L, Chansa T, Sichimba F, Mooya H, McLean L, Verissimo M, Gojman-de-Millán S, Moretti MM, Bacro F, Peltola MJ, Galbally M, Kondo-Ikemura K, Behrens KY, Scott S, Rodriguez AF, Spencer R, Posada G, Cassibba R, Barrantes-Vidal N, Palacios J, Barone L, Madigan S, Mason-Jones K, Reijman S, Juffer F, Pasco Fearon R, Bernier A, Cicchetti D, Roisman GI, Cassidy J, Kindler H, Zimmerman P, Feldman R, Spangler G, Zeanah CH, Dozier M, Belsky J, Lamb ME, Duschinsky R. 

Attachment goes to court: child protection and custody issues. Attach Hum Dev. 2021 Jan 11:1-52. doi: 10.1080/14616734.2020.1840762. https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/14616734.2020.1840762

12. Мерсер Джин. Что такое привязанность? Эмоциональное развитие, родительство, уход за детьми/ Пер. с англ. — М.: Когито-Центр,  2019. — 282 с. 

13. Zeanah, C. H., & Gleason, M. M. Annual research review: Attachment disorders in early childhood--clinical presentation, causes, correlates, and treatment. Journal of child psychology and psychiatry, and allied disciplines. 2015.  56(3), 207–222. https://doi.org/10.1111/jcpp.12347

14. Mercer J. Five Ways of Looking at "Attachment Disorders". ChildMyths. Blog.  February  17, 2016. http://childmyths.blogspot.com/2016/02/five-ways-of-looking-at-attachment.html

15. Mercer J. An Ill-Judged Award Decision: Attachment Issues. ChildMyths.blog. October 5, 2020.  http://childmyths.blogspot.com/2020/10/an-ill-judged-award-decision-attachment.html

16. Advocates for Children in Therapy. Opposing Abusive and Unvalidated Psychotherapy (home). http://www.childrenintherapy.org/index.html

17. Advocates for Children in Therapy. Opposing Abusive and Unvalidated Psychotherapy (victims).

http://www.childrenintherapy.org/victims/victims.html

18. Wastell D.,  White. S. (2012). Blinded by Neuroscience: Social Policy, the Family and the Infant Brain. Families, Relationships and Societies. 1. 397-414. 10.1332/204674312X656301. https://pdfs.semanticscholar.org/ac64/7f3e233ed3a802a83e82971a955a014490fa.pdf?_ga=2.198532013.32766228.1615544497-603177951.1612884987

19. Mercer J. One-Stop Thinking Makes People Misunderstand Child Development. Childmyths. Dec. 21. 2016. 

https://childmyths.blogspot.com/2016/12/one-stop-thinking-makes-people.html

20. Mercer J. Does Ontogeny Recapitulate Ontogeny? (Nope, It Doesn't). 2018. ChildMyths. March 27, 2018. https://childmyths.blogspot.com/2018/03/does-ontogeny-recapitulate-ontogeny.html

21. Mercer J. Did the Pendulation Chicken Come Before the Emotional Shuttling Egg? 2018. https://childmyths.blogspot.com/2018/03/did-pendulation-chicken-come-before.html

22. The Impact of Prenatal Trauma on Children with Stacey Gagnon.

http://www.theadoptionconnection.com/episode-87/

23. The suggested reading. Trauma Lens Care.

https://traumalenscare.org/suggested-reading/

24. Advocates for Children in Therapy. Opposing Abusive and Unvalidated Psychotherapy (proponents). http://childrenintherapy.org/proponents/index.html

25. Mercer J. Bessel van der Kolk is an Old-Fashioned Guy. ChildMyths.blog. October 5, 2020.

https://childmyths.blogspot.com/2014/06/bessel-van-der-kolk-is-old-fashioned-guy.html

26.  Mercer J. Disorderly Thinking About Developmental Trauma Disorders. ChildMyths.blog. April 14, 2014. 

https://childmyths.blogspot.com/2014/04/disorderly-thinking-about-developmental.html

27. Mercer J.  Trust Based Relational Intervention (TM) (TBRI): Another Case of Claims Without Evidence. ChildMyths.blog. March 18, 2018.

https://childmyths.blogspot.com/2018/03/trust-based-relational-intervention-tm.html

28. Mercer J.  When Conclusions Outrun Evidence: Karyn Purvis's Camp Study. ChildMyths.blog. November 3, 2013.

https://childmyths.blogspot.com/2013/11/when-conclusions-outrun-evidence-karyn.html

29.  Mercer J. Attachment Therapy Goes to Russia. ChildMyths.blog. May, 12, 2020.  http://childmyths.blogspot.com/2020/05/attachment-therapy-goes-to-russia.html

30. Mercer J. Trauma: The New Explanation for Everything, and a Bad Example. ChildMyths.blog. March 19, 2015.

https://childmyths.blogspot.com/2015/03/trauma-new-explanation-for-everything.html

31. Библиотека для родителей. Азбука семьи. Социально-просветительский совет. https://azbukasemi.ru/books/

32. Осознанное родительство. Московская губернская универсальная библиотека. 

https://www.gubmo.ru/projects/biblioteki/osoznannoe-roditelstvo/ 

33.  Mercer J.  Yet More on Attachment Therapy in Russia. ChildMyths.blog. May 15, 2020. http://childmyths.blogspot.com/2020/05/yet-more-on-attachment-therapy-in-russia.html

34. Mercer J. The Fable of the Bears and the Holding Therapist (Long After Aesop). ChildMyths.blog. May, 16, 2020. http://childmyths.blogspot.com/2020/05/the-fable-of-bears-and-holding.html 

35. Rygaard N.P. International Online Child and Youth Care Education: How to Train Care Worker Groups. CYC-Online October 2018. P. 67 – 73. http://fairstartfoundation.com/wp-content/uploads/2018/10/International-Online-Child-and-Youth-Care-Education-How-to-Train-Care-Worker-Groups.pdf

36. Первый семинар для приёмных родителей. 24.02.2020. https://pobo-dom.ru/pervyj-seminar-dlya-prijomnyh-roditelej/

37. Victim of Attachment Therapy: Nina Hilt (Victoria Bashenova).  Advocates for children in therapy (victims). http://www.childrenintherapy.org/victims/hilt.html


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded