Юлия Сергеевна Массино (yuliamass) wrote,
Юлия Сергеевна Массино
yuliamass

Разрушение семьи под видом "профилактики" детского неблагополучия

В настоящее время в США более 400 000 детей находятся в положении "социальных сирот" (см.: http://www.childrensrights.org/issues-resources/foster-care/facts-about-foster-care/ ). Они изъяты (временно или окончательно) от родных родителей и "опекаются" "службами защиты детей". Часть из этих детей - в приютах, другая часть - помещена в "патронатную семью" (foster family). У примерно 70 000 детей родители уже окончательно лишены родительских прав. Ежедневно в эту систему попадает более 1000 американских детей. В среднем время пребывания в этой системе - около двух лет, после чего примерно 30 - 60% детей возвращаются в свою родную семью (вероятность воссоединения с родной семьей зависит от возраста ребенка, штата и др.), а остальных устраивают в патронатную или приемную семью на "постоянной основе". Поскольку последнее не всегда удается, около 11% детей проводят непосредственно под опекой "служб защиты детей" (в приютах) пять и более лет.

Как считает основатель "Национальной каолиции за реформу системы защиты детей" Роберт Векслер и другие эксперты этой известной американской организации, такое большое число детей, изъятых из родной семьи, связано с тем, что социальные работники склонны приравнивать "бедность" (к тому же трактуемую весьма произвольно) к "небрежению о детях" (http://www.fosters.com/apps/pbcs.dll/article?AID=%2F20120802%2FGJLIFESTYLES%2F120739968%2F-1%2FFOSLIFESTYLES04 ; http://www.nccpr.org/reports/6Poverty.pdf).



Вот всего лишь один из множества примеров из реальной американской жизни, приведенных в материалах с сайта указанной выше правозащитной организации
(http://www.nccpr.org/reports/6Poverty.pdf).
Семья - мать, отец и ребенок 3-х лет - вынуждены были переехать из просторного жилья, которое потребовало срочного ремонта, в маленькую однокомнатную квартирку. Более просторную квартиру отец оплатить на тот момент не мог, так как недавно потерял прежнюю работу, и пока должен был довольствоваться значительно более скромными заработками. Отец навесил множество полок, шкафчиков, всячески благоустроил и утеплил квартирку. И семья жила в ней дружно и счастливо пока... в дом по чье-то "наводке" не заявился социальный агент. Заявив, что родители оказались неспособными создать "адекватные условия проживания", он забрал ребенка. При этом, как уже неоднократно выяснялось и обсуждалось в американских СМИ, за подобными случаями подчас скрываются некие "боссы", с нетерпением ожидающие ребенка с целью передачи его в богатое семейство для усыновления (http://www.nccpr.org/reports/6Poverty.pdf).

Другими словами, весьма часто детей изымают (временно или навсегда) из любящей семьи (нанося тяжелейшую травму детям и родителям) просто в связи с возникшими, например, трудностями у родителей с жильем. Или другими обстоятельствами, в которые люди могут попасть по независящим от них причинам. При этом социальные работники склонны преувеличивать имеющееся на их взгляд "неблагополучие" семьи. Очень часто, как видно из приведенного выше примера, и можества других подобных известных в США ситуаций, речь не идет о какой-то "ужасающей бедности" (вроде той, которая существовала в районе Хитрова рынка в Москве в конце 19-ого - начала ХХ века). Дети нередко изымаются просто из скромно живущих семей, любящих и заботящихся о своих детей, но испытывающих в настоящий момент определенные житейские трудности, вполне преодолимые другими способами. Цифра - более 400000 изъятых детей - говорит сама за себя.

Важен еще один момент. Эта система во многом работает в своих собственных интересах, так как бюджетные деньги идут главным образом на финансирование активизма соцработников и поддержку патронатных семей. А самим родителям, оказавшимся в трудной ситуации, в качестве "помощи", предлагают изъятие ребенка, часто с лишением родительских прав. Хотя нередко им легко можно было бы просто помочь, а не отбирать детей.

Таким образом вокруг этого института уже сформировалась целая "индустрия", в которой вращаются немалые деньги ( http://www.nccpr.org/reports/reportcard.pdf ). Вместе с тем, в ряде серьезных научных исследований (включающих большие группы детей - 15000 - 20000 человек) показано, что распространение практики изъятия детей из родных семей (якобы "в интересах ребенка") на самом деле только приводит к росту уровня психических болезней, самоубийств, преступности, бездомности и т.п. ( http://www.nccpr.org/reports/evidence.pdf).

Исследования также свидетельствуют, что дети, как правило, страшно страдают от потери родной семьи (утраты общения с родителями, бабушками, дедушками, братьями и сестрами, другими родственниками) даже при перемещении их в объективно "хорошие" приемные семьи. У многих детей возникает стойкий "комплекс вины". Дети считают, что взрослые их таким образом "наказали" за якобы "плохое поведение".

При этом в СМИ существует "двойной стандарт" в освещении положения детей в родных семьях и "приемных" (или "патронатных"). Случаи жестокого обращения с детьми в приемных семьях редко попадают в число фактов, широко обсуждаемых в СМИ, хотя такому насилию чаще подвергаются именно приемные дети ( http://www.nieman.harvard.edu/reports/article/101812/Caught-in-a-Master-Narrative.aspx ).

Конечно, все сказанное отнюдь не означает умаления заслуг добрых приемных (или "патронатных") родителей, взявших на воспитание детей-сирот. Или, что в некоторых, действительно крайних случаях (которые, в реальности весьма редки, и которые, кстати, нередко остаются без внимания "защитников детей") помещение ребенка в приемную семью или детский дом является безальтернативным выходом. Речь идет о другом - об опасности использования института усыновления в качестве орудия для разрушения традиционной семьи.

Причем разрушение семьи (к чему часто приводит вмешательство соцработников) путем изъятия детей называют "профилактикой", направленной якобы на "сохранение семьи" и "реализацию права ребенка на полноценное развитие" (http://www.nccpr.org/reports/reportcard.pdf; http://www.nieman.harvard.edu/reports/article/101812/Caught-in-a-Master-Narrative.aspx).

На мой взгляд, такая "профилактика" весьма напоминает проводимые в России государственные евгенические программы направленной на аборт пренатальной (дородовой) диагностики (http://yuliamass.livejournal.com/76214.html). Там "профилактика" тяжелых врожденных и наследственных болезней главным образом сводится к выискиванию больного нерожденного ребенка и его уничтожению (путем аборта). И это демагогически называют "реализацией права ребенка родиться здоровым". Та же идеология заложена в евгенические программы "профилактики бедности" путем распространения контроля рождаемости ("безопасных" абортов, "современной контрацепции", "секспрсвета детей" и т.п.).

Возможно все плохое в системе так называемой "защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации" проистекает из заложенном в ней пренебрежении к институту традиционной семьи - в крайне редукцинистском, биологизаторском подходе к семье, как к одному из относительно легко заменяемых "условий окружающей среды". Отсюда и оскорбительно-агрессивный характер этой системы как в отношении детей, так и взрослых (которых презрительно именут термином "биологические родители").

Представим себе, что остро нуждающейся, в силу каких-то причин, но любящей своих детей семье, просто предлагали бы устроить детей в какой-нибудь хороший интернат (наподобие прежних "кадетских корпусов" или "институтов благородных девиц", с красивой формой, и т.п.) или предложили бы другую реальную помощь, но без всяких оскорбительных угроз и намеков в отношении "лишения родительских прав". В этом случае и семья бы (включая детей) воспринимала бы эту помощь именно как помощь, а не как несправедливое наказание "за бедность" (как это и есть, на самом деле сегодня).

Нужно запретить лишать людей родительских прав и вообще говорить об этом (выкинуть эти формулировки из законов). Можно заменить их на другие, например, ограничение прав в отношении ребенка в самых крайних случаях. Но мать и отец - это все равно мать и отец, люди, через которых человеку даруется жизнь. Конечно, бывают какие-то исключительные, одиозные случаи, которые требуют особо жесткого отношения. Но исключения - они и есть исключения. И нельзя их превращать в главные ориентиры устроения общественной жизни.

Недаром даже на Западе (откуда идут к нам эти якобы "детозащитные" системы) во многих странах (включая ряд штатов Америки) снова вернулись к тому, что после 18 лет каждый человек (включая детей, выросших в приемных и "патронатных" семьях) по закону имеет право узнать "тайну" своего рождения. Так что и там многие приходят к пониманию того, что "новая этика", характеризующаяся агрессивным пренебрежением библейскоих нравственных заповедей, в том числе заповеди о почитании отца и матери - это тупиковый путь, ведущий к краю губительной пропасти.

-----------------------------------------------------------------------

P.S. Наша собственная сравнительно недавняя история дает нам немало примеров того, на каких нравственных принципах должно быть построено дело "защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации", чтобы это приводило к добрым результатам. Вот описание деятельности такой службы, организованной Св. преподобномученицей Великой княгиней Елизаветой Феодоровной в начале ХХ века в Москве в созданной ею Марфо-Мариинской обители милосердия.

 

Обитель святых Марфы и Марии открылась 10 февраля (ст.ст.) 1909 г. В этом же году Елизавета Феодоровна купила еще участок, прилегающий к саду обители, с домом, где было устроено общежитие для сирот и гостиница для приезжающих в обитель. С этого времени начала работать больница обители, где обученные сестры милосердия под руководством доктора медицины А. А. Никитина лечили бедноту, обитателей Хитрова рынка, людей «дна» Москвы.

Елизавета Феодоровна в сопровождении одной из сестер милосердия посещала трущобы Хитрова рынка, одного из самых постыдных районов Москвы. Население Хитровки состояло из нищих, бродяг, карманных воров и взломщиков, скупщиков краденного, беглых арестантов и уголовных преступников, скрывающихся от полиции. Тем не менее Елизавета Федоровна всегда отказывалась от стремления полицейских сопровождать ее при посещении этих трущоб, говоря, что жизнь ее не в их руках, а в руках Божьих.

Великая Княгиня, будучи не в силах решить проблемы Хитрова рынка, старалась спасти сирот, несчастных детей. Дети здесь рождались на улице, и не многие из них выживали. Если ребенок выживал, то его ожидали ужасное детство и будущее. Мальчики-подростки учились воровать и становились в большинстве случаев преступниками. Девочек же ожидала еще худшая участь. Их заставляли почти с детского возраста идти на улицу и продавать себя.

Елизавета Феодоровна неутомимо ходила из одного притона в другой, собирая сирот и уговаривая родителей передать ей своих детей для лечения и обучения. Жаргон жителей Хитровки она едва понимала, но знание человеческих душ и умелый подход её к таким людям делали то, что её слова доходили до их сознания и сердец, и они, нередко расчувствовавшись до слез, вверяли ей своих детей.

Мальчики из трущоб Хитрова рынка помещались в общежитие, где они, имея хорошее питание и воспитание, быстро укреплялись физически и духовно, а некоторые, продолжая жить с родителями, принимались под постоянное наблюдение и перевоспитание. Из одной группы таких недавних оборванцев образовалась артель исполнительных юношей-посыльных Москвы. Девочек устраивали в закрытые учебные заведения или приюты, где также следили за их здоровьем и духовным ростом. Лечили в обители и взрослых людей, бродяг и пьяниц, заботясь не только об их физическом здоровье, но и выздоровлении души.

И, как писала Е.М. Алмедингтен, не было ни одного случая, чтобы обитатели Хитрова рынка обижали или оскорбляли Елизавету Феодоровну, все относились к ней с уважением и называли «Сестра Елизавета» или «Матушка».

По материалам книги: Миллер Л.П. Святая мученица росийская Великая княгиня Елизавета Феодоровна. М.: Марфо-Мариинская обитель милосердия, 2003.



Tags: Россия, США, Церковь, дети, защита семьи, милосердие, ювенальные системы, ювенальные технологии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments